Утилизация медицинских инструментов

✅ Утилизация мединструментов: нормативы, особенности и порядок мероприятий, подтверждающие документы.
Утилизация медицинских инструментов

Каждое медицинское учреждение снабжено специальным оборудованием, приспособлениями и инструментами, при помощи которых медработники выполняют оперативные, терапевтические и диагностические процедуры. Изделия, которые устарели или сломались, нельзя выбрасывать как обычный мусор. Утилизация медицинских приборов должна производиться специальными компаниями в соответствии с эксплуатационными документами.

Виды медицинских инструментов

Существует несколько классификаций мединструментов. По назначению изделия могут быть:

  • колющими;
  • режущими;
  • зажимными;
  • зондирующими;
  • расширяющими;
  • оттесняющими.

При помощи данного оборудования проводят диагностику, анатомические исследования, операции или другие медицинские манипуляции. Одни устройства можно использовать многократно, другие утилизируют сразу после применения.

Последствия неправильно проведенной утилизации

Неправильно утилизированные медицинские изделия представляют угрозу для окружающей среды. Для изготовления инструментов используется металл, пластик, стекло, которые после очищения подлежат вторичному применению. Внутри диагностической аппаратуры и электронного медоборудования содержатся опасные вещества:

  • алюминий;
  • медь;
  • никель;
  • свинец;
  • ртуть;
  • мышьяк и т.д.

На инструментах могут оказаться вредные химические вещества, используемые в учреждении, следы лекарственных средств, опасных бактерий. Поэтому перед переработкой некоторые инструменты обязательно дезинфицируют.

Входящие в состав приборов драгоценные металлы извлекают, перерабатывают и отправляют на хранение в государственный фонд.

Требования законодательства

Утилизацию медицинских инструментов регулируют несколько законодательных актов:

  • ФЗ № 89 от 24.06.1998. Норматив устанавливает правила обращения с отходами потребления.
  • ФЗ № 323 от 21.11.2011. Закон обязывает производителей мед. изделий разрабатывать эксплуатационную документацию, в которой указаны требования к утилизации конкретной продукции.
  • СанПиН 2.1.3684-21. Документ содержит нормы обращения с мед. отходами.
  • ФЗ № 41 от 26.03.1998. В нормативе содержатся правила извлечения и переработки драгметаллов, использующихся в некоторых аппаратах.
  • Приказ Минприроды № 399 от 11.06.2021. Согласно документу, утилизационными мероприятиями могут заниматься лицензированные компании.

На основании ст. 6.28, 8.2 КоАП РФ за нарушение утилизационных правил наступает административная ответственность в виде штрафов и временного запрета на деятельность.

Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!

Особенности утилизационной процедуры

При утилизации мединструментов обязательно учитывают степень опасности изделий. На основании СанПиН медицинские отходы разделяют:

  • на безопасные;
  • опасные по эпидпоказателям;
  • чрезвычайно опасные;
  • токсичные;
  • радиоактивные.

Утилизационная компания определяет степень опасности, чтобы подобрать оптимальные условия для работы с отходами.

Этапы ликвидации изделий

Перед началом утилизационных мероприятий специалисты проводят экспертную оценку инструментов, определяют их остаточную стоимость и получают заключение о том, что заявленные предметы нельзя использовать в работе. После этого оборудование помещают в специальные контейнеры и транспортируют на спец. предприятие, где:

  • инструменты сортируют и разбирают;
  • материалы, которые можно использовать вторично, отправляют на переработку;
  • детали с драгоценными металлами направляют на аффинажные заводы, где из них извлекают золото, серебро, платину для пополнения госфонда;
  • токсичные вещества нейтрализуют;
  • не подлежащие переработке материалы сжигают или закапывают на специальных полигонах.

Утилизационные работы имеют право проводить квалифицированные сотрудники специализированной организации, у которой есть соответствующая лицензия.

Подтверждающая документация

Медучреждение получит пакет документации, подтверждающей проведение утилизации в соответствии с установленными законом правилами, куда входят:

  • договор на оказание утилизационной услуги;
  • договор на проведение экспертизы ТМЦ для их списания с баланса;
  • акт проведенных работ;
  • акт сдачи и приемки ТМЦ;
  • акт сдачи и приемки отходов;
  • паспорт-расчет, свидетельствующий о содержании драгметаллов;
  • техническое заключение.

На основании полученных документов бухгалтерия медицинской организации проводит списание инструментов.

Есть вопросы по утилизации мединструментов? Обращайтесь к нашим специалистам. Консультации бесплатные.

С этой статьей также читают

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

Мы осуществляем доставку готовых разрешительных документов для своих клиентов на территории РФ и всего Таможенного Союза
Доставка в любую точку ТС
Бесплатная доставка
Короткий срок доставки
Отслеживание посылки