Содержание статьи
Лабораторным оборудованием называют инструменты, приспособления и устройства, применяемые при проведении экспериментов, исследований, измерений, экспертиз. Для изготовления изделий используют вредные или неразлагающиеся материалы, которые наносят вред окружающей среде. Некоторые инструменты во время исследований контактируют с опасными веществами. По этой причине утилизация лабораторного оборудования должна проводиться в соответствии с определенными правилами.
Виды лабораторных приспособлений
Существует несколько классификаций лабораторных устройств. Изделия бывают общелабораторными, измерительными, специализированными, испытательными и аналитическими.
В лабораториях используют следующие приборы:
- для подготовки компонентов к исследованиям (мельницы, шейкеры, центрифуги, дистилляторы, нагреватели колб);
- для исследований, измерений и анализов (весы, анализаторы, микроскопы, титраторы, влаго-, ионо- и мутномеры);
- для дезинфекции и стерилизации (мойки, суховоздушные шкафы, лампы, дезинфекторы, кипятильники);
- для хранения препаратов, реагентов, колб, пробирок (холодильники, камеры, боксы).
Лаборатории для проведения экспертиз есть в медицинских учреждениях, гидрометеорологических и исследовательских центрах, на предприятиях фармакологической, химической или пищевой отрасли. В организациях ведется учет инструментов и приспособлений для исследований, а списание изделий проводится в соответствии с действующими законодательными нормами.
Регламенты для утилизации лабораторных приспособлений
В зависимости от материалов, из которых сделано устройство, и принципов его работы существуют разные способы списания лабораторных приборов. Одни изделия подвергаются переработке, из других перед утилизацией извлекают ценные детали, третьи подлежат уничтожению на специальных полигонах.
Основными законодательными актами, регламентирующими утилизационные мероприятия, являются:
- ФЗ № 41 от 26.03.1998. По требованиям закона из устройств, содержащих драгметаллы, ценные материалы обязательно извлекают, чистят, перерабатывают и отправляют в государственный фонд.
- ФЗ № 89 от 24.06.1998. Согласно нормативу утилизировать вышедшее из строя или устаревшее оборудование может только специализированная компания.
- ФЗ № 7 от 10.01.2002. Документ устанавливает нормы обращения с отходами потребления, препятствующие ухудшению экологической обстановки.
Компании, использующие приборы для проведения испытаний в условиях лаборатории, обязаны правильно их утилизировать. Нарушение правил, предусмотренных законодательством, влечет за собой административную ответственность в виде штрафов и временной остановки работы организации.
Причины для спецутилизации лабораторных приборов
При изготовлении инструментов и устройств для лабораторий используют в основном стекло, металл, пластик. Бесконтрольный выброс изделий приведет к засорению окружающей среды. Металлические приспособления ржавеют и выделяют в почву и воду опасные вещества. При этом и металл, и стекло после предварительной очистки можно переработать и вторично запустить в производство.
Пластиковый корпус электрооборудования не разлагается, а внутренние детали приборов содержат драгоценные металлы, которые согласно ФЗ № 41 от 26.03.1998 извлекаются и используются для пополнения госфонда.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Работа с утилизируемыми материалами
Утилизационные мероприятия зависят от характеристик лабораторного оборудования и используемых для его производства материалов. Сотрудники специализированной организации:
- нейтрализуют химические отходы;
- отделяют и очищают детали, пригодные для повторного применения;
- извлекают ценные компоненты;
- обезвреживают токсичные вещества;
- сжигают или утилизируют приборы на полигоне.
К месту разборки и уничтожения устройства и инструменты транспортируют в герметично закрытых контейнерах.
Порядок утилизационных мероприятий
При утилизации оборудования для лабораторий специалисты действуют в определенном порядке:
- дают экспертную оценку изделиям;
- оформляют документы на разрешение списания;
- транспортируют изделия в утилизирующую организацию;
- после разбора конструкции, извлечения отдельных компонентов и уничтожения остатков предают заявителю пакет документации, подтверждающей утилизацию.
На основании полученных документов предприятие списывает с баланса уничтоженное оборудование.
Комплект подтверждающей документации
В перечень документов, доказывающих, что утилизационная процедура проведена в соответствии с нормативами, входят:
- договор на утилизацию товарно-материальных ценностей;
- договор на экспертизу изделий, проводимую для обоснования их списания;
- акт об оказании услуги;
- акт приема-передачи товарно-материальных ценностей;
- акт приема-передачи отходов;
- паспорт-расчет по содержанию ценных металлов;
- техническое заключение.
При возникновении вопросов по утилизации лабораторного оборудования обратитесь за бесплатной консультацией к экспертам портала. Специалисты помогут пройти утилизационную процедуру в соответствии с действующими законодательными нормативами.