Содержание статьи
Морепродукты – это морские беспозвоночные животные: креветки, кальмары, мидии, лангустины и т.д. Эти продукты используются для приготовления салатов, закусок и вторых блюд, употребляются в пищу самостоятельно. Для них предусмотрена обязательная проверка соответствия перед выпуском в продажу, порядок проведения которой зависит от того, прошел ли товар предварительную переработку.
Какие регламенты действуют в отношении морепродуктов?
Водные беспозвоночные относятся к категории продуктов питания, поэтому попадают под действие одновременно нескольких технических регламентов ЕАЭС:
- 021/2011 – определяет нормативы безопасности для пищевой продукции, требования к организации процессов ее производства и продажи.
- 022/2011 – включает перечень данных, которые обязательно должны присутствовать на упаковке продуктов питания.
Дополнительно в отношении морепродуктов применяются положения профильного технического регламента – 040/2016. Этот нормативный акт устанавливает требования к безопасности и качеству изделий, к организации производственных процессов на предприятии.
В отношении продукции из переработанных беспозвоночных, которая содержит вспомогательные вещества, дополнительно применяется ТР ТС 029/2012. Этот регламент обозначает пищевые добавки, которые допустимо использовать на территории ЕАЭС и их возможный объем.
Порядок и форма проведения оценочных процедур определяются после идентификации морских водных беспозвоночных. Выбор способа проверки зависит от того, в каком виде товар поступает на рынок: переработанном или непереработанном.
Проверка соответствия непереработанных морепродуктов
Если водные беспозвоночные не проходят обработку перед выпуском в обращение, то оценка их безопасности проводится в форме ветеринарного контроля (согласно ТР ТС 021/2011 и 040/2016). Эта процедура реализуется ветеринарными службами на предприятии рыбохозяйственной отрасли или в таможенном терминале, при пересечении российской границы.
По сроку действия ветеринарный сертификат на морепродукты оформляется на следующие временные промежутки:
- для производства продукта – действует с даты предоставление до завершения срока годности партии;
- для перемещения – остается актуальным с момента выдачи до даты окончания транспортировки.
В процессе ветеринарной экспертизы определяют, не заражен ли товар гельминтами, опасными микроорганизмами, не содержит ли токсичных компонентов, является ли безопасным для здоровья потребителей. Сертификат действует для одной партии, которая прошла проверку.
Оценка соответствия переработанных морепродуктов
Согласно ТР ТС 040/2016, морские беспозвоночные перед выпуском в обращение проходят следующие виды обработки:
- концентрирование;
- экстракцию;
- созревание;
- посол;
- маринование;
- экструзию;
- копчение;
- сушку;
- консервирование.
Требования к выбору способов переработки и ее осуществлению излагаются в статье VI технического регламента 040/2016.
В отношении переработанной продукции предусмотрена процедура обязательного декларирования. При подготовке к этому процессу изготовитель обязан оформить нормативно-техническую документацию. Организация может самостоятельно выбрать профильный ГОСТ на морепродукты и соблюдать в ходе производства и сбыта все положения этого стандарта.
Альтернативный вариант действий для производителя – разработка технических условий (ТУ). Этот документ содержит правила переработки сырья, свойства готовых изделий, срок годности, требования к организации процессов хранения и транспортировки. Регистрация ТУ в Росстандарте позволяет закрепить права авторства на документ и задокументировать корректность их оформления.
Декларирование обязательно включает лабораторные исследования продукции. Проверке подлежат органолептические свойства, наличие бактериальной микрофлоры и токсичных элементов в составе. Выявленные показатели фиксируются в протоколе испытаний.
В случае оценки соответствия серийного выпуска, декларация ТР ТС выдается на период от 1 года до 5 лет. Оформить декларацию на максимальный срок могут только те предприниматели, которые внедрили и сертифицировали систему менеджмента компании по стандартам ХАССП.
Подтверждение качества специализированных продуктов
Если беспозвоночные относятся к лечебному или детскому рациону, то вместо декларирования осуществляется госрегистрация в Роспотребнадзоре.
Проверке подлежит санитарная безопасность и специальные свойства продукции в зависимости от области применения. Для этого образцы проходят лабораторные исследования, и при положительном результате, заявителю выдается свидетельство о государственной регистрации (СГР), которое действует бессрочно.
Без оформления СГР, изготовитель или импортер не может позиционировать свой продукт как специализированный и рекомендовать его к питанию обозначенных в регламенте групп населения.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Добровольная сертификация продукции
Добровольный сертификат соответствия на морепродукты необходим компаниям и ИП, чтобы заявить о себе на рынке, представить товар в выгодном свете. Он оформляется в той системе оценки и подтверждает те свойства изделий, которые выбрал сам предприниматель. Такой документ можно получить на переработанную и непереработанную продукцию.
Сертификат качества необходим для участия в закупочных процедурах в соответствии с положениями 44-ФЗ от 05.04.2013 и 223-ФЗ от 18.07.2011. Он помогает укрепить доверие потребителей к бренду и увеличить розничные и оптовые продажи.
Дополнительно для успешной реализации товара через торговые сети предпринимателю могут потребоваться следующие документы:
- экологический сертификат – подтверждает, что содержание вредных компонентов в продукте не превышает допустимых норм;
- протокол БЖУ – отражает расчет пищевой ценности товара;
- протокол об отсутствии ГМО;
- протокол испытаний на срок годности и т.д.
Сертификация системы менеджмента
В целях успешного участия в тендерах и укрепления конкурентоспособности на российском и международном рынке предприятие вправе сертифицировать систему менеджмента по стандартам ИСО.
Оценка соответствия по ИСО 9001 подтверждает, что компания контролирует качество выпускаемого морепродукта. Система менеджмента качества (СМК) помогает построить работу предприятия таким образом, чтобы исключить сбои в поставках, простои и брак на производстве.
Сертификация по ИСО 22000, удостоверяет соблюдение в организации принципов системы ХАССП, которая внедрена на производстве.
В основе ХАССП (СМБПП) лежит принцип установления критических контрольных точек с опасными факторами, которые влияют на качество и безопасность готового продукта. Контролируя критические пределы в виде определенных технологических параметров, предприятие снижает или полностью устраняет вероятность выпуска бракованного товара. Законодательно система менеджмента ХАССП обязательная для внедрения на пищевых предприятиях.
Что еще необходимо оформить перед началом реализации?
Для успешной работы с торговыми сетями предприятия проводят штрихкодирование продукции. Это процесс маркировки товаров этикетками с уникальным кодом для идентификации. Штрих код содержит в себе закодированную информацию о самом продукте, ее изготовителе, стране производства. Он состоит из штрихов и пробелов различной толщины, а для прочтения данных, этикетку подносят к специальному сканеру.
Этикетку оформляют по требованиям ТР ТС 022/2011. Она должна содержать:
- наименование, состав и количество пищевой продукции;
- дату изготовления и срок годности;
- условия хранения и рекомендации по использованию;
- наименование и адрес изготовителя;
- показатели пищевой ценности, информация о наличие ГМО;
- знак обращения ЕАС.
Дополнительно для ведения торговой деятельности требуется разработка и оформление надлежащим образом технологических инструкций (ТИ), рецептур.
ТИ утверждает определенные требования к ассортименту, процессу изготовления, транспортировке, хранению продукции, к сырью и материалам, из которого она изготавливается.
Рецептура содержит весь перечень ингредиентов и компонентов, в котором указаны количественные показатели расхода сырья по каждому отдельному продукту.
Как проходят сертификационные мероприятия?
Оценка соответствия морепродуктов проходит по алгоритму из 4 основных шагов:
- Клиент направляет заявку в центр сертификации (ЦС), получает консультации от экспертов, согласовывает условия взаимодействия. Затем подписывает договор о сотрудничестве.
- С помощью специалистов ЦС предприниматель собирает необходимую документацию и проводит отбор образцов товара. На этом этапе возможна доработка и корректировка документации.
- Специалисты лаборатории организуют необходимые проверки, экспертизы, измерения, по итогам которых оформляют протокол испытаний.
- При положительных результатах исследований эксперты оформляют и выдают клиенту сертификат или декларацию.
Декларации по тех. регламентам проходят обязательную регистрацию в реестре на сайте Росаккредитации, а добровольные сертификаты в реестре системы добровольной сертификации.
Информация из реестров обязательной разрешительной документации находится в свободном доступе в интернете. Данные открыты для просмотра всем заинтересованным лицам.
Возникшие вопросы можно задать экспертам портала любым удобным способом: через форму обратной связи, по телефону или в режиме онлайн консультации. Портал реализует принцип бесплатного получения консультационной помощи и поддержки на всех стадиях оформления документов.