Содержание статьи
Детская косметика представляет собой парфюмерно-косметическую продукцию, которую изготавливают и выпускают специально для маленьких потребителей не старше 14 лет. К данной группе товаров относятся декоративные косметические продукты:
- помады, блески и бальзамы для губ;
- тени;
- румяна;
- пудры и пр.
Кроме того, сюда включают продукцию для ухода ‒ шампуни, кремы, средства для интимной гигиены, присыпки, лосьоны, гели, зубные пасты и прочее.
К безопасности кремов, помад и других изделий для детей предъявляются особые требования, поскольку кожные покровы ребенка слишком чувствительны к внешним раздражителям. Импортеры, изготовители и продавцы обязаны подтверждать качество декоративных/уходовых средств путем госрегистрации.
Оформление СГР на косметические товары для ребенка
Парфюмерно-косметические продукты для детей подлежат обязательной оценке соответствия. Такие изделия идентифицируют по нескольким признакам:
- порядок применения - только для наружного применения;
- область использования - наносятся на зубы, слизистую оболочку, кожу лица, волосы, определенные участки тела;
- назначение - для очищения либо улучшения внешнего вида ребенка, придания приятного аромата.
Согласно п. 2 ст. 6 техрегламента ТС 009/2011, проводить государственную регистрацию детской косметики с оформлением свидетельства о госрегистрации (СГР) требуется всем производителям/импортам и продавцам.
Документ свидетельствует, что выпускаемые в обращение кремы, шампуни, помады и другие аналогичные товары безопасны к применению и не навредят здоровью ребенка.
Обратите внимание! Оформлять СГР на косметические средства для детей предприниматель должен перед их производством или ввозом в страны ЕАЭС.
Получить свидетельство о госрегистрации можно на один косметический продукт либо несколько средств, имеющих аналогичный состав. СГР на детскую косметику оформляет Роспотребнадзор на срок до 5 лет.
Справочная информация
Если производитель не заявляет косметику как детскую, но ее используют для ребенка, чем это грозит компании?
Ответ: Если на этикетке нет никакого указания, что она относится к детской продукции, стоит знак 14+, при продаже косметику не размещают в разделе «для детей», «детское» и так далее, то предприниматель не несет ответственности за то, что кто-то решит эту косметику приобрести для ребенка. Главное правильно ее идентифицировать и промаркировать, не вводя в заблуждение потенциального покупателя.
Можно ли оформить одно СГР на присыпку для подгузника и шампунь от одного производителя?
Ответ: В техрегламенте указано (ст.6, п.4), что свидетельство выдается для одного или нескольких названий продукции одного наименования и действует до изменения названия и/или рецептуры, что меняет показатели безопасности. Отсюда следует, что на присыпку для подгузника и шампуня регистрируются отдельные СГР, так как это разные наименования продукции.
Экспертиза косметических средств для детей
Основанием для выдачи свидетельства о госрегистрации будут проведенные испытания образцов в лаборатории. Во время тестирования проверяют:
- наличие запрещенных и разрешенных ингредиентов в составе;
- допустимую концентрацию токсичных веществ (в детских товарах с натуральными компонентами количество ртути не должно превышать 1 мг/кг, мышьяка и свинца ‒ 5,0 мг/кг).
- наличие синегнойной палочки, золотистого стафилококка, диплоидного грибка, кишечной палочки (должны отсутствовать в 0,5 г или 0,5 мл), мезофильных аэробных микроорганизмов (не больше 10², КОЕ* в 1 мл или 1 г);
- уровень pH пудры, присыпки и талька для малышей до 3 лет (6,0-8,0), детских товаров для ухода (4,5‒9,0), продукции на носителях (3,0‒9,0), гигиенической моющей косметики (3,5-10,0);
- дименирализующее действие зубных паст, порошков;
- раздражающее и сенсибилизирующие действия косметических составов на кожные покровы и слизистые (0 баллов); продукция для маникюра (не больше 1 балла).
После испытаний предпринимателю выдаются протоколы и экспертное заключение. Их непременно включают в регистрационной досье заявителя для подачи в Роспотребнадзор.
Подготовка технических условий (ТУ) для выпуска детской косметики
В РФ производители вправе изготавливать косметические средства для детей по ГОСТ. Если норматив не подходит, требуется составить ТУ (технические условия).
С учетом современных тенденций целесообразнее разработать собственные ТУ. Составление данного документа позволяет экспериментировать с составом и контролировать процесс производства.
По личной инициативе отечественный изготовитель может зарегистрировать тех. условия в едином федеральном реестре ТУ (Банке Продукции России), который ведется согласно ГОСТ Р 1.18-2018.
Производителям парфюмерно-косметических продуктов необходимо еще внедрить и сертифицировать на предприятие систему менеджмента, основанную на принципах GMP. Стандарт ISO 22716-2013 позволяет контролировать все этапы жизненного цикла товара – от приемки сырья до отгрузки готового средства.
Сертификат GMP докажет, что производственные процессы на предприятии соответствуют положениям нормативного акта ISO 22716-2013. Значит, на рынок попадают только качественные и безопасные духи, туалетная вода и косметические изделия.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Правила маркировки детских товаров
Применяемая производителем упаковка должна обеспечивать неизменность и сохранность потребительских характеристик товара. На этикетку средства необходимо обязательно наносить сведения, указанные в регламенте:
- название и область применения косметического продукта;
- отметки «детская», «годен до»;
- страна, юридический адрес производителя;
- описание ингредиентов;
- цвет;
- количество фторида;
- предупредительные меры;
- порядок хранения;
- дата производства;
- номер партии изделия;
- особенности применения;
- объем товара в одной упаковке.
Важно! Уже действует система Честный знак (ЧЗ) для парфюмерных средств, поэтому предпринимателю нужно зарегистрироваться в системе, если продукция имеет код ТН ВЭД 3303 00.
При отсутствии маркировки детской косметики (штрихкода Data Matrix) компании грозит штраф до 300 тыс. руб.
Согласно установленным требованиям ТР ТС 009/2011 (прил. 13), если в косметике заявлены потребительские свойства, такие как антимикробный, противовоспалительный, то это должно быть документально подтверждено (протоколами испытаний, экспертным заключением, сертификатами).
Перечень необходимой документации для госрегистрации
Чтобы оформить СГР на шампуни, помаду и другие продукты для детей, необходимо обратиться в центр сертификации и предоставить:
- заявление на оказание услуги;
- выписка из ЕГРЮЛ, уставные и регистрационные документы компании;
- сведения об изготовителе детских парфюмерно-косметических средств;
- информацию о продукте ‒ наименование, код ТН ВЭД, ингредиенты, марка, область применения;
- тех. условия или госстандарт, по которому производится продукт;
- экспертное заключение;
- сертификат GMP;
- макет этикетки;
- договоры с импортерами детской продукции, сертификаты зарубежных организаций.
Импортеры также должны представить письмо на ввоз образцов, ГТД, договор уполномоченного представителя.
Добровольная сертификация детской косметики
После госрегистрации поставщики и производители могут пройти добровольную оценку качества, чтобы повысить конкурентоспособность, расширить каналы сбыта и привлечь интерес потребителей к товарам. При прохождении данной процедуры образцы косметических средств исследуют в лаборатории на соответствие ГОСТ или ТУ.
Период действия сертификата на детскую косметику не превышает 3 лет.
Бизнесмену нужно передать в центр сертификации следующий пакет документов: ИНН, ОГРН, данные о продукции, нормативно-техническую документацию на отечественные парфюмерно-косметические изделия, ДУЛ ‒ на импортные, договор аренды на производственные помещения.
По желанию предприниматель может оформить штрихкоды для отслеживания продукции.
Эксперты портала помогут оформить СГР, добровольный сертификат, разработать ТУ, проверить правильность составленной маркировки. Уточнить детали госрегистрации товаров можно по телефону или онлайн. Консультации бесплатные!