Лаваш – это традиционный тонкий хлеб, который широко распространен в кухнях Ближнего Востока, Кавказа и Центральной Азии. Он изготавливается из пресного теста на основе пшеничной муки и выпекается в специальных печах – тандырах.
Существует множество видов лаваша, отличающихся по толщине, размеру, способу приготовления и региональным особенностям. Самые популярные – армянский и грузинский.
Как и для всех хлебобулочных изделий из пшеничной муки, перед выпуском в реализацию требуется декларация на лаваш. Ее отсутствие – основание для штрафов по КоАП РФ.
Процедура декларирования лаваша
Обязательные требования к безопасности пищевых продуктов, в т.ч. хлебобулочным изделиям, устанавливает технический регламент Евразийского экономического союза - ТР ТС 021/2011. Настоящий документ предусматривает проведение лабораторных исследований, направленных на оценку безопасности и качества пищевой продукции, подтверждение соответствия установленным нормам. Декларирование проводится по схемам, используемым для серии или ограниченной партии хлебных изделий. Исследуемые показатели содержатся в ТР ТС.
Если при изготовлении лаваша использовались специи, разрыхлители теста, прочие пищевые добавки, то применяются дополнительно положения ТР ТС 029/2012.
Результаты испытаний фиксируются в протоколе, который входит в доказательную базу заявителя и служит основанием для регистрации декларации.
Также в ходе декларирования проверяется соответствие маркировки правилам, устанавливаемым ТР ТС 022/2011. На этикетке указываются сведения о продукте, его изготовителе.
Дополнительно потребуются протоколы на КБЖУ, сроки годности для указания соответствующей информации на этикетке.
Для продажи лаваша в крупных магазинах требуется получить штриховые коды. В остальных случаях присвоение штрихкодов возможно на добровольной основе – для автоматизации учета и контроля продукции.
Наличие на этикетке зарегистрированной торговой марки повысит узнаваемость компании-производителя, защитит товарный знак от незаконного использования другими лицами.
На пищевом производстве должна быть внедрена система менеджмента, направленная на безопасность выпускаемых продуктов, соответствующая принципам ХАССП (ИСО 22000). Принципы данного стандарта заключаются в выявлении, оценке, контроле рисков, уязвимых мест в процессе производства, которые могут ухудшить показатели безопасности продовольственных товаров.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Добровольная сертификация лаваша
Сертификат на грузинский лаваш (армянский или другой) можно получить после успешного декларирования. Добровольная сертификация проводится по ГОСТу, например, ГОСТ 31805-2018 или Тех. условиям изготовителя (ТУ).
Разработка ТУ актуальна, если продукт производится по другой технологии, например, не из пшеничной муки, и производителю нужно дополнить, уточнить требования к изделию.
Исследуемые показатели выбирает заявитель. Для подтверждения соответствия санитарным и гигиеническим нормам оформляется экспертное заключение.
Дополнительно можно оформить сертификат БЕЗ ГЛЮТЕНА – документ, подтверждающий отсутствие глютена в продукте. Наличие такого сертификата делает продукт привлекательным для широкой аудитории, включая тех, кто придерживается безглютеновой диеты или людей с непереносимостью глютена.
Сертификаты ЭКО, БИО подтверждают экологически чистое производство продукта, использование только натуральных ингредиентов без синтетических добавок и химических веществ.
Также возможна сертификация Халяль, по результатам которой выдается документ, подтверждающий, что продукт соответствует исламским законам (шариату). Оформляют для привлечения мусульманских потребителей, которые следуют принципам халяльного питания.
Также можно сертифицировать производство, т.е. внедренную на нем систему ХАССП, подтвердив ее соответствие требованиям ISO 22000.
Период действия добровольных сертификатов не превышает трех лет.
Документы, которые требуются для сертификации
Для декларирования или получения добровольного сертификата на лаваш потребуются:
- заявка с указанием сведений об объекте исследований;
- регистрационная документация организации, являющейся заявителем;
- паспорт качества;
- ГОСТ или ТУ, применяемые изготовителем;
- контракт с сопроводительными документами – для партии, в т.ч. импортных товаров.
Полный список документов содержится в ТР ТС и формируется в зависимости от выбранной схемы оценки.
Где оформить сертификат
Процедура оценки состоит из стандартных действий:
- Аудит документации компании.
- Контроль состояния производства (если требует выбранная схема).
- Исследования отобранных образцов хлебобулочного изделия.
- Оценка результатов, составление протоколов.
- Регистрация документа в реестре.
- Нанесение на маркировку знака обращения «ЕАС».
Сертификаты оформляют сертификационные органы, имеющие необходимые аккредитацию и компетентность. Принятие декларации с дальнейшей регистрацией в реестре Росаккредитации – задача предпринимателя. Для этого потребуется электронно-цифровая подпись.
Процедуры оценки продукции можно делегировать экспертам цента сертификации.
Эксперты помогут оформить не только документы на пищевую продукцию, но и на товары других категорий, например, пожарные сертификаты, отказные письма и др. Консультации проводятся бесплатно, обращайтесь.