Под клеммами понимаются механические зажимы, которые соединяют провода на электрических приборах и механизмах. С их помощью провод совмещается с источником питания для создания непрерывной цепи. Это альтернатива пайке и сварке, которая образует надежные и устойчивые к нагрузкам соединения, защищенные от попадания пыли и влаги. Крепежные изделия перед выпуском в обращение на территории ЕАЭС проходят процедуру обязательной оценки соответствия требованиям безопасности.
Сертификация крепежных элементов по ТР ТС 004/2011
Зажимы разных типов функционируют при напряжении постоянного электротока до 1500 В или переменного до 1000 В, поэтому относятся к категории низковольтной техники. Чтобы законно производить и продавать их на территории ЕАЭС, предпринимателям требуется сертификат на клеммы. Он оформляется в рамках регламента 004/2011.
Нормативным актом установлены следующие требования безопасности к низковольтным устройствам:
- достаточный уровень износостойкости;
- надежность изоляции контактов;
- безопасность при монтаже;
- пожаро- и взрывобезопасность;
- устойчивость к воздействиям извне, как механического, так и немеханического свойства.
Дополнительно проверяется отсутствие недопустимых рисков для пользователей следующего характера:
- ударов током;
- неблагоприятных химических и биологических факторов;
- травмирования элементами оборудования;
- излучений и разрядов.
Законодательно установлено, что устройства должны быть безопасными при стандартных и аварийных условиях функционирования. Изготовитель обязан предоставить в маркировочной надписи и в инструкции сведения об изделиях, в том числе их наименование, марку, основные характеристики, страну производства.
Сертификация проводится для серийного выпуска (схема 1с) или для ограниченного количества (3с, 4с). В первом случае разрешительный документ оформляется на установленный срок: от 1 до 5 лет.
При использовании схемы 1с дополнительно проводится производственный контроль на предприятии. Проверяется оснащенность цехов, применяемые технологии, квалификация работников и т.д.
Особенности сертификации железнодорожных клемм
Если зажимы используются в инфраструктуре железнодорожного транспорта, то в их отношении применяется один из 2 техрегламентов:
- 002/2011 – действует для высокоскоростного транспорта;
- 003/2011 – действует для обычного.
В обоих случаях крепежи подлежат обязательной сертификации. Проверяются такие их характеристики, как пожарная, химическая, радиационная безопасность, электромагнитная совместимость, механическая безопасность, отсутствие вредных излучений, соответствие проектной документации и т.д. Перечисленные свойства оцениваются в аккредитованной лаборатории, по результатам оформляется протокол испытаний.
Сертификация проводится для серийного выпуска (на 1-5 лет) или для партии.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Добровольная оценка зажимов
Производители и поставщики вправе в добровольном порядке получить сертификат соответствия на клеммы. В процессе его оформления изделия проверяются не в рамках технических регламентов, а в рамках техдокументации предприятия. Товар может изготавливаться по профильному ГОСТ или по техническим условиям, разработанным фирмой. В ТУ содержатся требования к его параметрам, методам контроля качества и приемки, рекомендации по использованию, гарантии изготовителя.
В сертификате упоминаются те характеристики крепежей, которые выбрал сам заявитель, например:
- материал проводника;
- способность выдерживать воздействие факторов внешней среды;
- класс прочности;
- начальное электрическое сопротивление;
- температура контактных соединений;
- значение допустимого сквозного тока;
- надежность и т.д.
Сертификат выдается на 1 или 3 года. Его получение позволяет компании заявить о себе на рынке, укрепить имидж бренда, заключить новые контракты и нарастить продажи.
Ход сертификационных мероприятий
Оценка соответствия строится в следующем порядке:
- Обращение предпринимателя в центр сертификации с заявкой и пакетом первичной документации.
- Анализ документов экспертами, идентификация продукции, выбор схемы оценки.
- Согласование нюансов дальнейшей работы с клиентом на консультациях, подписание договора.
- Сбор недостающей документации, отбор образцов.
- Лабораторные испытания образцов, производственный контроль (если требуется).
- Анализ доказательных материалов, принятие решения.
- Оформление и выдача клиенту сертификата.
Документ предоставляется предпринимателю на бумажном бланке со степенями защиты, сведения о разрешительной документации вносятся в электронный реестр ФСА. Начинать коммерческую деятельность можно только после получения сертификата. Он предоставляется по запросу деловых партнеров и контролирующих государственных органов. Его отсутствие – основание для наложения на фирму или ИП штрафных санкций.