Содержание статьи
Товарный знак, согласно статье 1477 ГК РФ, определяется как обозначение товаров, используемое для индивидуализации. Инструмент, который позволяет производителю выделить свою продукцию в ряду конкурирующих, а потребителю упростить выбор. Такое обозначение относится законодательством России к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, то есть защищается как объект интеллектуальной собственности.
Виды обозначений:
- словесное – буквенное наименование (на кириллице или латинице);
- изобразительное – визуальный элемент (логотип) с отличительной графикой, цветовым решением;
- комбинированное – сочетание буквенного (словесного) обозначения с визуальным. Считается самым надежным с точки зрения защищенности от копирования.
Реже встречаются объемные (форма предмета, упаковка), а также звуковые (джинглы, заставки).
Понятие товарного знака относится не только к продукции в вещественном выражении. В сфере услуг применяется категория «знаки обслуживания», на которую распространяются все те же юридические нормы.
Когда и для чего проводится проверка?
Ежегодно Роспатент получает десятки тысяч заявок на регистрацию брендов, при этом количество их постоянно растет. Есть несколько причин, которые требуют от производителей повышенного внимания к легитимности использования товарных знаков:
- Компании тратят значительные средства на вывод продуктов на рынок, завоевание внимания покупателей, рекламу, продвижение в соцсетях. Поэтому хотят обезопасить себя от недобросовестных конкурентов, которые могут воспользоваться чужой репутацией и работать под схожим названием, логотипом. Также предприниматели стремятся избежать обратной ситуации, когда компания по незнанию будет использовать идентичный бренд, уже принадлежащий другому правообладателю.
- Наличие уникальной, зарегистрированной марки позволяет производителям сотрудничать с торговыми сетями, крупными ритейлерами, маркетплейсами.
- Растущий бизнес, планирующий выход на международный рынок, обращается за регистрацией, чтобы поддержать айдентику бренда, усилить конкурентные позиции.
Проверка товарного знака и наименования – подготовительный этап перед подачей документов в Роспатент.
Виды проверочных мероприятий
В зависимости от критериев и полноты сведений, проверки бывают:
1. Предварительная – может проводиться производителем самостоятельно с помощью специальных интернет порталов. Минус такого варианта в том, что проверяются только существующие (зарегистрированные) знаки. Зачастую, только по названию. Наименования, находящиеся на проверке, а также в процессе регистрации, в круг поиска не входят. Визуальные логотипы, если и проверяются, то надежность такой идентификации не высока.
2. Полная – осуществляется профессиональными юристами по запросу напрямую в Роспатент. Преимущество: исчерпывающая полнота информации о существующих и находящихся в стадии обработки заявки брендах, наименованиях, логотипах, в том числе международных, которые могут препятствовать регистрации или использованию.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Порядок полной проверки логотипа и названия
- Подбор класса МКТУ. Это международная классификация товаров и услуг. Список, принятый в большинстве стран, делящий товары и услуги на классы с целью их единой идентификации. Определение класса МКТУ входит в обязательный перечень мероприятий, чтобы зарегистрировать марку.
- Исключение потенциальных причин для отказа в регистрации.
Товарный знак должен быть уникальным, оригинальным, соответствовать виду деятельности организации-заявителя, устойчивым, читаемым при нанесении на различные поверхности, материалы.
Также требуется обратиться к статье 1483 ГК РФ, содержащей перечень признаков, которые должны отсутствовать. Например: противоречие общественным интересам, принципам морали, недостаточная различительная способность, наличие в наименовании названий объектов всемирного культурного наследия, названий международных организаций, любой официальной символики. Полный перечень достаточно обширный.
- Проверка по открытым базам Роспатента и сведениям ФИПС, которых нет в общедоступных источниках. Они содержат информацию о поданных заявках, процедура регистрации которых еще не завершена, решение не вынесено. Проверяются словесная и визуальная составляющие бренда.
По факту успешного прохождения всех этапов подается заявка на регистрацию товарного знака и наименования в Роспатент.
Ответственность за неправомерное использование наименований
Законодательством предусмотрены штрафы до 5 миллионов рублей. Важно определить разницу в понятии «плагиат» с юридической и дизайнерской точки зрения.
Право в сфере интеллектуальной собственности понимает плагиат как «сходство до степени смешения». То есть такой внешний вид, который помешает потребителю отличить одну марку от другой. В сфере дизайна плагиатом считается схожесть более чем наполовину. Частичное же заимствование идеи допускается.
Поводом для судебного иска не может быть сходство названий и брендов, если компании работают в разных сферах. То есть общие черты не помешают потребителям идентифицировать нужный продукт.
Почему проверку лучше доверить специалистам?
Перед подачей документов в Роспатент важно провести корректную, глубокую проверку. Попытка регистрации неуникального товарного обозначения и наименования повлечет дополнительные затраты времени и денежных средств. Сроки принятия решения по заявке – 18 месяцев плюс 2 недели. (Устанавливает Приказ МЭР РФ от 20.07.2015 № 483). Госпошлины, уплаченные за рассмотрение, не возвращаются при любом результате. (Речь идет о сумме около 30 тысяч рублей).
Специалисты центра сертификации помогут провести проверку товарного знака и наименования, определить препятствия для регистрации, составить заявку в Роспатент, зарегистрировать марку.
Для получения расширенной информации, заполните форму онлайн-заявки на портале. Эксперты проведут предварительную консультацию, ответят на все возникшие вопросы. Консультационная поддержка предоставляется бесплатно.