Товарный знак – инструмент индивидуализации, сигнализирующий механизм, усиливающий интерес потребителей к продукту, производителю. Сформировать узнаваемый в дальнейшем бренд позволяет регистрация товарного знака (далее - ТЗ).
Регистрация в общем порядке не дает обозначению расширенной правовой охраны. Чтобы ее получить, бренд нужно признать общеизвестным. Интеллектуальная собственность, в данном случае ТЗ, может быть признана общеизвестной, если бренд или определенное обозначение, используемое для целей узнаваемости, стали популярны среди потребителей в отношении определенной группы товаров.
Присвоить статус «общеизвестный» логотипу, слогану или символу уполномочен Роспатент по заявлению будущего правообладателя. Важно, что общеизвестной могут признать символику, не охраняемую российским законодательством. Ключевой критерий – средство индивидуализации должно завоевать популярность среди приобретателей. При этом узнаваемость объект должен получить в процессе интенсивного использования до подачи запроса на регистрацию.
Известный широкой общественности знак наделяется исключительным правом на особенную защиту со стороны государства. Правовая охрана общественного товарного знака действует на основании регулирующих актов действующего законодательства:
- статьи № 1508 и 1509 Гражданского кодекса РФ;
- Приказы Министерства экономического развития № 601, № 602.
Перечисленными нормативными актами регулируются также процессы регистрации и защиты общественного товарного знака (сокращенно - ОТЗ).
Какие основные признаки ОТЗ
Интенсивность использования конкретного обозначения определяется исходя из критериев, освещенных в подпункте 3 пункта 17 Административного регламента, действующего на основании Приказа Минэкономразвития № 602:
- объемы выпуска и продажи продукции, для повышения узнаваемости которой применяется ТЗ;
- расходы на внедрение и применение целенаправленной системы рекламных мероприятий;
- итоговая стоимость ТЗ по данным финансовых отчетов.
Показателями широкой известности среди целевой аудитории являются:
- объем продаж (среднегодовые данные);
- часть общего рынка, занятая однородной продукцией;
- результаты экспертных опросов населения об определенных мнениях;
- устойчивая взаимосвязь между объектом продаж и производителем, который претендует на статус правообладателя;
- отсутствие аналогичных или похожих ТЗ, прошедших регистрацию до момента приобретения объектом широкой популярности, др.
В качестве ОТЗ можно зарегистрировать как средство индивидуализации, используемое в коммерческой деятельности, так и зарегистрированный ранее по общему алгоритму ТЗ.
В числе особенностей правовой охраны общеизвестного товарного знака, отличающих его от обычного ТЗ, предметное расширение такой правовой защиты. Правообладатель вправе осуществлять преследование за нарушение его исключительного права. При признании обозначения общеизвестным правовая охрана также расширяется по срокам. Вместо 10-ти лет, как для обычного ТЗ, она действует бессрочно и распространяется на все категории продукции, независимо от кода по МКТУ.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Как устроен порядок регистрации?
Процесс признания проводится согласно следующему алгоритму:
- подача заявки в центр сертификации с целью организации регистрационных действий;
- формирование набора документов для передачи в Роспатент;
- оплата госпошлины;
- направление заявления в Федеральную службу;
- рассмотрение документированного досье заявителя госструктурой, прием и регистрация заявления, запрос дополнительных документированных материалов (при необходимости);
- вынесение решения о признании ОТЗ на основании предоставленных сведений, подготовка свидетельства;
- внесение данных об ОТЗ в открытый единый регистр;
- передача готового документа соискателю.
Процесс оформления свидетельства может длиться порядка 12-ти месяцев.
Перечень необходимой документации для регистрации ОТЗ
В стандартный набор документов, запрашиваемых Роспатентом, входит:
- заявление установленного формата на организацию процедуры признания;
- ИНН соискателя, контактная информация, юридический адрес;
- индивидуальный номер о регистрации обозначения или номер заявления в Федеральную службу по интеллектуальной собственности;
- документация, подтверждающая активное применение: отчеты об объемах продаж, географическое расположение преимущественных рынков сбыта, данные о числе приобретателей;
- доказательства широкой популярности и повышения интереса со стороны целевой аудитории: результаты независимых социологических опросов, документация о расходах на рекламную компанию.
По своему усмотрению и в целях усиления доказательной базы заявитель может предоставить дополнительную информацию, подтверждающую популярность используемого обозначения.
Форма свидетельства на ОТЗ
В Приложении 2 к приказу Минэкономразвития № 601 приведен образец формы свидетельства, на регистрируемое общепризнанное обозначение. Документ включает эмблему, герб России и содержит следующие сведения:
- персональный номер;
- сведения о правообладателе;
- дата, с которой получен соответствующий статус;
- дата внесения сведений об ОТЗ в единый регистр.
Важно, что дата присвоения статуса «общеизвестный» всегда более ранняя, чем дата внесения в специализированную базу зарегистрированных свидетельств. Это обусловлено действием требования активного применения ТЗ до момента официального признания.
На практике заявителям самостоятельно доказать известность знака для получения статуса «общеизвестного» удается не всегда. Чтобы исключит отказ и возникновение спорных ситуаций в дальнейшем разумней доверить организацию процедуры признания в Роспатенте специалистам.
При обращении в центр сертификации с целью передач задач по получению свидетельства, заявитель гарантировано может рассчитывать на детальный анализ индивидуального случая, бесплатную консультацию патентоведа и помощь в подготовке необходимых доказательных материалов.
Звоните!