Оценка профессиональных рисков

✅ Оценка профессиональных рисков. Как получить оценку профессиональных рисков, документы и порядок оформления – вся необходимая информация на портале Все ТР ТС
Оценка профессиональных рисков

Содержание статьи

 

С 2022 года в законодательстве установлено правило, что работодателями организуется оценка профессиональных рисков. Эта норма действует для организаций из разных регионов, принадлежащих к разным отраслям, для фирм с тысячами сотрудников и микропредприятий с одним работником. Данная процедура нужна, чтобы создать максимально безопасные условия для персонала на рабочих местах. 

Зачем надо оценивать профриски?

Понятие «профессиональный риск» означает вероятность, что здоровью или жизни сотрудника организации в момент реализации трудовой функции будет причинен вред определенной тяжести. Причина – негативное воздействие производственных опасностей и вредных условий.

Согласно законодательству, оценка профессиональных рисков на предприятии (сокращение – ОПР) обязательна. Статья 214 Трудового Кодекса (ТК РФ) обязывает нанимателей обеспечить безопасность персонала. Обозначено, что фирмы и ИП обязаны уведомлять вновь принимаемых на работу лиц о вредных и опасных факторах, имеющихся в организации.

Если работодатель допустит сотрудника к работе, не уведомив о возможных опасностях и не ознакомив с результатами оценки, то нарушит трудовое законодательство. 

Компании и ИП, которые не провели данную проверку и не оформили соответствующую документацию, привлекаются к административной ответственности по ст. 5.27.1 КоАП РФ как нарушители норм охраны труда. Для ИП установлен штраф в сумме до 5 тыс. руб., для организации – до 80 тыс. руб. 

Согласно Примерному положению, утвержденному Приказом Минтруда №776н от 29.10.2021 оценка и учет профессиональных рисков проводятся для всех выявленных факторов опасности. Если определено, что здоровью работников может быть нанесен вред, компании необходимо предпринять все возможные усилия для снижения этой вероятности. 

Какими методами оцениваются профриски?

Качественные методы оценки рисков и правила их минимизации регламентированы Приказом Минтруда России №926 от 28.12.2021. В нормативном акте описаны следующие наиболее часто применимые методики:

  • Матричная на основе балльной оценки.

Предполагается, что для каждого фактора опасности определяется две категории: вероятность возникновения и тяжесть последствий. Этим категориям присваиваются баллы, далее полученные показатели перемножаются.

Методика не требует затрат времени и специальных знаний. Она может применяться на разных уровнях: от организации в целом до конкретного производственного процесса. 

  • Анализ «галстук-бабочка».

Предполагается, что вначале выявляются и ранжируются по степени значимости, устанавливаются причины их возникновения. Далее каждая отображается в виде схемы: от источников развития до последствий. На схеме устанавливаются барьеры. Это те меры осторожности и контроля, которые позволяют предотвратить негативный результат. 

Анализ выполняется специально назначенной рабочей группой. В нее входят специалисты по охране труда, сотрудники, непосредственно взаимодействующие с конкретным фактором опасности, внешние эксперты. Метод рекомендован к применению на уровне одного отдела / проекта или процесса.

Малым предприятиям Приказ №926 предлагает использовать метод контрольных листов. Последние заполняются исходя из практического опыта. Определяются процессы, для которых нужен контроль, и требования, необходимые к соблюдению. Далее листы рассылаются уполномоченным сотрудникам для заполнения.

Также малый и микробизнес вправе использовать матричный метод. Тот предполагает, что экспертным путем определяются опасные факторы и тяжесть последствий от их воздействия.

Справка. Все виды предприятий при выявлении и анализе опасностей руководствуются положениями Приказа Минтруда №36 от 31.01.2022. 

Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!

По какой процедуре оцениваются профриски

Как организуется оценка рисков предприятия? Процедура может проводиться как уполномоченными работниками компании, так и нашими экспертами. Она состоит из следующих этапов:

  1. Выявление опасностей.

Определяются для каждого рабочего места. Устанавливается, какие производственные операции опасны, с какой частотой те совершаются.

  1. Определение значимости выявленных угроз.

По любой из методик, определенных Приказом Минтруда №926, устанавливается уровень профриска. Если тот низкий или средний, предприятие продолжает деятельность, если высокий – работы приостанавливаются, пока положение не стабилизируется.

  1. Разработка корректирующих действий.

Определяется, какие меры и действия нужно предпринять, чтобы сократить или полностью устранить профриски.

Законодательно не определена периодичность, с которой компаниями проводится оценка профессионального риска. Установлено, что фирме или ИП нужно выполнить переоценку, если произошел несчастный случай на производстве, расширился перечень видов деятельности или были внедрены новые технологии.

Какая документация составляется в рамках анализа профрисков?

В законодательстве нет перечня внутренней документации предприятия, на основе которого проводится оценка рисков. Рекомендуется оформить следующее:

  1. Положение об оценке профрисков. Устанавливает, кем и с какой периодичностью выполняется процедура, по какой методике проводится анализ. 
  2. Приказ о создании комиссии по профоценке. В состав входят специалисты по охране труда, инженеры, топ-менеджеры.
  3. Реестр выявленных опасностей. Содержит список выявленных опасных факторов.
  4. Карта установленных рисков. Включает описание и уровень, рекомендации по управлению.

По итогам оценочных мероприятий предприятия оформляют внутренний документ, где определяют, какие конкретно действия нужно совершить для минимизации профрисков. Это может быть замена оборудования и технологии, закупка средств защиты для персонала, организация обучения и медосмотров и т.д.

Есть вопросы? Обратитесь в наш центр сертификации. Мы поможем оценить профриски и провести спецоценку условий труда (СОУТ), сертифицировать услуги компании, оформить сертификаты на систему менеджмента по стандартам ИСО 9001, 14001, 22000, 45001 и решить другие задачи вашего бизнеса. 

С этой статьей также читают

Сертификат соответствия ИСО 9001
Пройдя оценку соответствия по ГОСТ Р ИСО 9001 2015, предприниматель может получить сертификат. Наличие документа подтверждает, что на предприятии внед... далее
Добровольная сертификация услуг
Предприятие, которое оказывает услуги населению, юридическим лицам или государственным структурам, может пройти добровольную сертификацию. Эта процеду... далее

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

Мы осуществляем доставку готовых разрешительных документов для своих клиентов на территории РФ и всего Таможенного Союза
Доставка в любую точку ТС
Бесплатная доставка
Короткий срок доставки
Отслеживание посылки