Для превращения торговой марки в охраняемый символ необходимо пройти регистрационную процедуру в патентном ведомстве. Наряду с индивидуальным объектом, который специально создан разработчиками для регистрации, претендовать на правовую охрану может общеизвестный товарный знак (ОТЗ). В отличие от стандартных обозначений, ОТЗ охранный статус присваивается бессрочно. Предоставление подобных преференций сопряжено с дополнительными требованиями в отношении объекта и документальных приложений.
Критерии отнесения товарного знака к общеизвестному
Полномочия, по присвоению изображению статуса общеизвестного, делегированы Роспатенту. Претендовать на общеизвестность может не только зарегистрированное в РФ или охраняемое согласно международным соглашениям средство индивидуализации, но и не охраняемое на территории России (п. 1 ст. 1508 ГК РФ). Для признания товарного знака общеизвестным, заявленное обозначение должно удовлетворять одновременно следующим условиям:
- интенсивности использования;
- широкой известности в стране;
- идентификации ассортимента заявителя.
На получение статуса ОТЗ не могут претендовать обозначения, ставшие широко известными после даты приоритета аналогичного средства индивидуализации. При этом отличительный символ должен быть зарегистрирован в отношении однородных или идентичных товаров. Отказ в регистрации предусмотрен для недопущения дезинформации потребителя относительно принадлежности исключительных прав другому владельцу, при сходстве до степени смешения или тождественности реализуемой продукции.
Что потребуется для регистрации?
Поскольку «интенсивность» и «широкоизвестность» — относительные понятия, для регистрации ОТЗ разработан специальный Административный регламент, утвержденный Приказом Минэкономразвития РФ от 27.08.2015 года № 602. Нормативно-правовой акт уточняет и конкретизирует порядок проверки регистрируемого объекта. При формировании необходимых и обязательных документов следует представить подтверждающие материалы (подп. 3 п. 17 Административного регламента):
- Интенсивности использования. Документальными подтверждениями, представляемыми по инициативе заявителя, могут стать:
- момент начала использования символа отличия претендентом на регистрационные действия;
- список городов и других населенных пунктов, в которых производились продажи;
- зафиксированные объемы реализованного товарного ассортимента с нанесением обозначения;
- усредненное число потребителей товаров с маркировкой за любой период;
- способы использования знаков отличий;
- положение производителя в занятой нише рыночного сегмента.
- Широты известности. Помимо общих рекомендаций заявитель вправе руководствоваться представленными документами иных лиц, среди которых:
- информация о странах, где символы пользуются популярностью среди потребителей;
- удельный вес реализуемой продукции с нанесенным логотипом на рынке однотипных товаров;
- отчеты о результатах соцопросов населения, выполненные независимыми организациями, позволяющие сделать выводы об уровне общеизвестности;
- расходы на рекламные мероприятия, взятые из годовой бухгалтерской отчетности;
- аналитические материалы об упоминании объекта в средствах массовой информации.
Чем больше представлено документальных подтверждений заявителем и «глубже» проведены исследования, тем выше вероятность присвоения средству индивидуализации статуса общеизвестности. При этом исчерпывающий перечень предусмотрен в отношении заявлений, ходатайств, доверенностей, а относительно доказательств соответствия обозначения ОТЗ, пакет документов формирует заявитель самостоятельно.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Как происходит регистрация в Роспатенте?
Предоставленная заявка сначала проходит формальную проверку документации на соответствие предъявляемым требованиям, а затем экспертизу по существу с оценкой представленных сведений в качестве доказательной базы. Результатами предоставления госуслуги являются (п. 12 Административного регламента):
- признание представленного обозначения общеизвестным, с внесением в соответствующий перечень и выдачей свидетельства заявителю, становящемуся правообладателем;
- решение об отказе в присвоении слогану или логотипу статуса ОТЗ, с перечислением мотивированных причин, и направлением кандидату на исключительные права;
- вынесение вердикта о прекращении делопроизводства с передачей заявителю.
Срок регистрационной процедуры составляет десять месяцев. За точку отсчета принимается дата получения Роспатентом полного комплекта документальных приложений. Для направления свидетельства о присвоении охранного статуса патентному ведомству дается месяц, с момента внесения ОТЗ в действующий перечень (ст. 1509 ГК РФ).
Примеры и основания для отказа в регистрации
Поскольку признание общеизвестности позволяет получить «усиленную» защиту, для включения в реестр общеизвестных товарных знаков патентное ведомство предъявляет повышенные требования. Также оно скрупулезно изучает «историю» использования и «ареал распространения». Для недопущения отказа целесообразно проанализировать примеры со ссылками на мотивированные причины:
- Непризнание в качестве ОТЗ обозначения конфетам Raffaello обратившейся компании Soremartec C.A. Несмотря на узнаваемость потребителями после изучения отчетов и анализа доказательств, основанием для отказа стали:
- выпуск в Бельгии и Польше без указания заявителем сведений о производстве в России, ставящее под сомнение ассоциативную связь между товаром и изготовителем;
- представление разных цветовых и шрифтовых комбинаций в различные промежутки времени, приводящее к невозможности установления точного периода использования бренда в заявленном виде.
- Отказ в присвоении статуса ОТЗ лапше быстрого приготовления «Доширак» при обращении компании Korea Yakult Co. Невзирая на доказанную распространенность и производство товаров на территории РФ, аргументами непризнания Роспатента выступили:
- отсутствие указанного вида продукции в списке, в отношении которого произведена первоначальная регистрация средства индивидуализации;
- затруднительность подтверждения факта интенсивности, поскольку отмечено использование в различных цветовых гаммах и шрифтовых нанесениях;
- невозможность сделать вывод об ассоциативной связи продукции с изготовителем на основании информации из представленных социологических опросов.
Частой причиной, по которой Роспатент отказывается признать заявленное обозначение общеизвестным – это недоказанность присутствия у потребителей ассоциативной связи «товар-изготовитель». Еще одной причиной является отсутствие единства используемого решения, не позволяющего установить период и степень интенсивности. Однако действия патентного ведомства можно обжаловать при несогласии потенциального правообладателя с выводами.
Специфика охранного статуса ОТЗ
Признание исключительного права, подтвержденное выдачей свидетельства, означает присвоение охранного статуса. Правовая охрана общеизвестного товарного знака в отличие от стандартных средств индивидуализации (п. 2, 3 ст. 1508 ГК РФ):
- Действует бессрочно и не нуждается в пролонгации. Правообладателю по истечении десяти лет не нужно повторно представлять документацию и обращаться в патентное ведомство для продления срока действия выданного свидетельства.
- Касается, кроме однородных товаров, и неоднородной продукции. Обязательное условие распространения охраны – риск введения в заблуждение потенциальных потребителей, при размещении сторонними лицами относительно продукции и изготовителя.
Ограничители установлены для пресечения неправомерных действий конкурентов, путем использования широко известного обозначения для стимулирования сбыта собственного товарного ассортимента. Такие действия способствуют ущемлению законных интересов владельца исключительных прав.
Специалисты информационного портала дадут рекомендации по оформлению документальных приложений и подбору веских аргументов, принимаемых Роспатентом в качестве доказательной базы общеизвестности. Для получения консультации необходимо заполнить форму для обратной связи.