До 2004 года нормами гражданского законодательства был предусмотрен список услуг, подлежащих обязательной сертификации.
С 2004 года для предпринимателей и предприятий начало действовать послабление, поскольку перечень был упразднен. Таким образом, процедура сертификации стала носить не обязательный, а рекомендательный, добровольный характер.
Поэтому на вопрос - обязательна ли сертификация услуг – отвечаем, нет! Процедура организуется по желанию предпринимателя (утв. 184-ФЗ).
Для справки! Для определенных категорий оборудования, товаров, материалов, транспортных средств и прочего, что используется при оказании определенного сервиса, требуется получать разрешительную документацию.
Какие выгоды предоставляет независимая оценка?
Процедура прохождения добровольной сертификации имеет множество преимуществ, в том числе повышение конкурентоспособности фирмы.
Сертификационная проверка, которая включает контроль и оценку качества сервиса:
- способствует привлечению дополнительных клиентов;
- за счет притока потребителей увеличивается уровень доходности;
- создает организации положительный имидж и укрепляет доверие со стороны заказчиков;
- дает право на участие в тендерах, в т.ч. государственных;
- существенно повышает статус предприятия.
Эти и другие преимущества складываются за счет конкурентоспособности, за счет документального подтверждения уровня качества обслуживания населения. Покупатели или заказчики получают полную информацию о сервисе и могут быть уверены в добросовестности компании, в том, что ее деятельность отвечает установленным требованиям по сравнению с несертифицированными организациями.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
В отношении каких услуг проводится сертификация?
В настоящее время представители бизнеса самостоятельно инициируют прохождение сертификационной проверки. Деятельность предприятий и бизнесменов желательно сертифицировать, если:
- компания, находящаяся на территории России, стремится выйти на новый уровень, привлечь новых клиентов, демонстрируя соответствие профильным стандартам;
- фирма планирует участвовать в тендере, а обязательным условием для участия является наличие сертификата качества;
- ресторан или гостиница заявляется на получение определенной категории (звезды) – здесь сертификат, подтверждающий высокое качество услуг, сыграет положительную роль при оценке.
Также стоит отметить, что некоторые виды деятельности подлежат обязательному лицензированию (согласно 99-ФЗ).
Это относится к медицинской деятельности, косметологическим услугам, вывозу и ликвидации отходов. Кроме того, владельцы бизнеса, что связаны с пассажирскими перевозками, а также ветеринарными услугами, охранной или детективной деятельностью, обязаны получить соответствующую лицензию.
Порядок прохождения сертификационной проверки
Процедура сертификации состоит из некоторых этапов. Перед организацией независимой оценки владелец компании должен заранее определиться с системой сертификации, стандартами, по которым будет осуществляться проверка. Выбор остается на усмотрение предпринимателя.
Представителям бизнеса нужно знать не только, когда нужна сертификация услуг, но и какими методами можно ее подтвердить. Существует несколько вариантов:
- оценивается только профессионализм работников предприятия - особенно актуально для салонов красоты, парикмахерских;
- оценка процесса предоставления сервиса - здесь проверяется не только оснащенность рабочего места, оборудование, материалы, техника, но также безопасность рабочей деятельности (это касается компаний, осуществляющих медицинские услуги, а также актуально для учреждений общепита);
- для гостиничного и ресторанного бизнеса действуют свои стандарты для проверки качества услуг.
По результатам аудита выдается сертификат о соответствии качества услуг на определенный срок от одного года до трех лет и действует только на территории России.
Кроме уровня обслуживания, предприятие может инициировать сертификацию системы менеджмента качества, например, по стандарту ИСО 9001. Но для этого СМК должна быть предварительно разработана, интегрирована в работу фирмы и успешно использоваться.
Сама процедура оценки СМК включает в себя следующие мероприятия:
- Анализ работы и внутренней документации организации на соответствие требованиям стандарта.
- Изучение и определение проблемных мест в компании.
- При необходимости вносятся корректировки в управленческий процесс, разрабатываются документация и мероприятия, которые будут способствовать снижению и устранению рисков.
- Обязательным этапом является обучение персонала и руководства. Итогом образовательной деятельности будет прохождение аттестации на соответствие занимаемой должности сотрудниками предприятия.
После того, как все мероприятия были завершены, проводится комплексный итоговый аудит всей деятельности. Аудитом и оценкой качества занимается экспертная комиссия, которая собирает результаты, а по итогу выносит окончательный вердикт: решение о выдаче или об отказе в выдаче сертификата ИСО 9001.