Согласно ст. 10 технического регламента ЕАЭС 021/2011, вступившего в действие 01.07.2013 г., предприятия и организации, занятые изготовлением пищевой продукции, обязаны разработать, внедрить и поддерживать процедуры, которые базируются на принципах ХАССП.
Поскольку школа обеспечивает питание учеников, в пищеблоке учебного заведения обязательно необходимо соблюдать установленное требование.
За игнорирование этого правила предусмотрена административная ответственность по ст. 14.43 КоАП РФ, которая предусматривает денежные штрафы и принудительную остановку деятельности организации на период до 90 дней.
Базовые принципы построения ХАССП в школе
Системой ХАССП называется концепция управления изготовлением продуктов питания, при которой проводится идентификация, анализ и контроль внешних и внутренних факторов, значительно влияющих на безопасность выпускаемых кулинарных изделий. Базовые принципы HACCP сформулированы в ГОСТ 51705.1-2011. Они сводятся к 7 пунктам:
- Идентификация рисков на всех этапах работы с пищевыми изделиями. Под риском понимается сочетание факторов опасности и степени тяжести последствий.
- Выявление критических контрольных точек (ККТ). Под ККТ подразумевают технологические операции, ошибки на которых приводят к выпуску небезопасных изделий (например, способных вызвать отравления школьников): термическая обработка пищи, мытье мяса, рыбы, овощей, клининг холодного и горячего цеха и т.д.
- Установка параметров для каждой ККТ, позволяющих определить, что точка находится под контролем.
- Разработка системы мониторинга, которая обеспечивает надзор за ККТ.
- Подготовка корректирующих действий (используются при достижении предельных значений ККТ) и их проведение на практике.
- Создание процедур оценки, которые демонстрируют эффективность или неэффективность функционирования системы ХАССП.
- Документирование всех выполняемых процедур.
Система менеджмента качества (СМК), которая основывается на принципах HACCP, помогает сводить к минимуму риски, возникающие при изготовлении пищевой продукции: биологические, физические, химические.
Внедрение ХАССП в школе и последующий мониторинг технологических процессов способствуют повышению качества выпускаемых кулинарных изделий.
Правила организации питания школьников
Согласно СанПиН 2.3/2.4.3590-20, общеобразовательные учреждения обязаны организовывать горячее и дополнительное питание учеников. При этом они должны соблюдать следующие стандарты и нормативы:
- распределение блюд, мучных и прочих изделий на отдельные приемы пищи с учетом калорийности;
- обязательная разработка меню и утверждение руководителем организации;
- разработка меню на период не менее 2-х недель с учетом возраста детей;
- отказ от применения в меню запрещенных ингредиентов, которые перечислены в Приложении № 6 к СанПиН 2.3/2.4.3590-20 (в том числе мяса, не прошедшего ветеринарную экспертизу, изделий, не отвечающих требованиям техрегламентов ЕАЭС, мяса диких животных, грибов, кремовых кондитерских изделий и т.д.);
- отбор суточных проб от каждой партии изготовленной продукции и т.д.
Возможна дополнительная витаминизация блюд, которая проводится под контролем медицинского работника. Напитки с витаминами должны готовиться непосредственно перед раздачей. Замена витаминизации на выдачу детям поливитаминов не допускается.
Дополнительные требования к организации питания в образовательных учреждениях излагаются в СанПиН 2.4.3648-20. Детские организации, которые работают на сырье, должны располагать производственными помещениями, разделенными на цеха: для первичной и вторичной обработки овощей, горячий и холодный цех, мойка для посуды, отсек для хранения и т.д.
Применяемое оборудование и инвентарь должны изготавливаться из материалов, которые предназначаются для контакта с продуктами питания. Посуда для готовки выполняется из нержавеющей стали, использование предметов с дефектами не допускается. В складских помещениях необходимо установить приборы для измерения влажности и температуры воздуха.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Порядок построения СМК в школе
Общеобразовательные учреждения вправе внедрить СМК самостоятельно, если в штате организации присутствует специалист с профильным образование и опытом работы. Для осуществления этой процедуры в среднем требуется от 6 месяцев до 1 года. Учебные заведения не всегда располагают необходимыми ресурсами и обращаются к экспертам, которые помогают составить и утвердить программу производственного контроля ХАССП в школе. Сотрудничество строится в одном из трех возможных форматов:
- внедрение СМК «под ключ» с выездом эксперта в общеобразовательное учреждение;
- разработка пакета документации в рамках ХАССП, обучение работников образовательного учреждения и онлайн-сопровождение;
- разработка документации и обучение сотрудников.
В пакет документации в рамках СМК входит следующее:
- Приказы руководителя о назначении ответственных лиц – рабочей группы.
- Политика по обеспечению безопасности пищевой продукции.
- Руководство по безопасности.
- Программа производственного контроля.
- Журналы контроля качества продукции.
- Должностные инструкции уполномоченных сотрудников.
- Нормативные документы в области обеспечения безопасности продуктов питания.
- Приказ о назначении внутренних аудиторов и т.д.
Внедрение ХАССП проводится рабочей группой, которая состоит из сотрудников предприятия и (при необходимости) внешних экспертов. В нее входят специалисты, которые обладают необходимыми знаниями в области контроля качества, обслуживания оборудования, измерительных приборов.
Разработке СМК предшествует аналитический этап, в ходе которого анализируется ассортиментный состав изготавливаемых блюд, их рецептура, составляется блок-схема технологических процессов. На основании этой схемы проводится идентификация рисков, определение ККТ с установкой предельных значений для каждой из них, и разработка плана необходимых мероприятий для обеспечения безопасности кулинарных изделий.
Сертификация системы ХАССП в школе
Если внедрение и поддержание СМК является обязательным требованием для общеобразовательных учреждений, то сертификация проводится на добровольной основе. Этот шаг наиболее востребован у частных учебных заведений, потому что помогает в укреплении их репутации, повышении конкурентоспособности, делает школу более привлекательной.
Сертификация состоит из следующих этапов:
- Обращение заявителя в центр сертификации (ЦС).
- Консультации с экспертами ЦС и согласование алгоритма дальнейшего взаимодействия.
- Предоставление необходимой документации по запросу экспертов.
- Ожидание результатов анализа документации в рамках СМК и выездного аудита.
При положительных результатах оценочных процедур заявителю предоставляется сертификат в рамках международного стандарта ИСО или его российского аналога ГОСТ Р. Срок действия документа составляет три года, при условии ежегодного инспекционного контроля.
Узнать подробнее о порядке внедрения HACCP в школе можно в ходе бесплатных консультаций у экспертов портала.
Стандарт НАССР обязательно внедряют предприятия общепита и учреждения, предоставляющие услуги питания.
Процесс внедрения программы ХАССП в учебных заведениях предусматривает идентификацию, оценку внешних рисков и внутренних опасных факторов, которые могут повлиять на безопасность питания. Система предназначена для определения степени тяжести рисков, последствий, а также возможности их предотвращения.
Если разработка системы НАССР – это обязательное требование для школьных учреждений, то сертификацию СМК можно пройти в добровольном порядке.
Школьные учреждения могут внедрить систему менеджмента качества самостоятельно, однако, сертифицировать ее могут только специальные аккредитованные органы.
Эксперты центра сертификации помогут образовательному учреждению при прохождении оценочных мероприятий.
Обращение в сертификационный центр позволяет:
- организовать внедрение СМК «под ключ»;
- получить помощь при разработке документации в соответствии с принципами стандарта ХАССП;
- получить сопровождение и содействие экспертов на всех этапах сертификационной процедуры.