Под тестом понимается масса, которая используется в хлебопекарном, макаронном, кондитерском производстве. Это полуфабрикат, который изготавливают методом замешивания муки, воды или молока, яиц, сахара, масла и прочих ингредиентов. Продукт выпускается в обращение в охлажденном или замороженном виде. Чтобы легально начать его реализацию в ЕАЭС, предприниматель должен провести процедуру подтверждения соответствия.
Какие обязательные оценочные процедуры проводят для теста?
Перед началом продаж предприниматели оформляют обязательную декларацию соответствия на тесто. Этот разрешительный документ регистрируется для всех видов массы для выпечки: дрожжевой и бездрожжевой, с разрыхлителями, ароматизаторами в составе или без них.
В отношении такого полуфабриката действует технический регламент ТР ТС 021/2011, посвященный безопасности продтоваров. В ст. 5 регламента указано, что в обращение выпускается только продукция, которая отвечает установленным нормам. Подтверждение соответствия организуется в форме декларирования.
Дополнительно действуют:
- ТР ТС 022/2011 – правила маркирования упакованных продуктов питания;
- ТР ТС 029/2012 – порядок использования пищевыми предприятиями вспомогательных технологических веществ (например, ароматизаторов).
Одна декларация регистрируется в рамках всех профильных ТР ТС. Разрешительный документ принимает и регистрирует заявитель. Эту роль может выполнять юридическое лицо или ИП, если они зарегистрированы в России или других государствах ЕАЭС. Самозанятые не вправе инициировать оценочные процедуры.
Декларирование организуется по схемам:
- 1д, 3д – используют для серийного выпуска товара, включают проверку документации, контроль производства и исследования образцов;
- 2д – применяют для партии, включает испытания проб и проверку документов.
Декларация по схемам 1д, 3д регистрируется на установленный срок: до 5 лет. Разрешительный документ по схеме 2д оформляется на конкретный объем продукции, без указания срока.
Начало продаж без декларации – административное правонарушение, за которое установлена ответственность по ст. 14.43, 14.44 КоАП РФ. Это штрафы для компаний, ИП, должностных лиц, конфискация поставок, принудительная остановка функционирования организации.
Документы для декларирования теста
Чтобы задекларировать хлебопекарный полуфабрикат, потребуется подготовить следующую документацию:
- заявку;
- свидетельство ОГРН;
- свидетельство ИНН;
- данные о продукте и код ТН ВЭД;
- этикетку;
- документацию, подтверждающую соответствие требованиям ТР ТС 021/2011.
Импортер предоставляет контракт / договор на поставку, инвойс, договор уполномоченного лица.
От производителя нужен нормативно-технический документ (НТД), в котором определены правила выпуска продукции, требования к ее качеству. Предприниматель вправе использовать как НТД действующий ГОСТ 31806-2012. Для этого потребуется получить его официальную копию.
Если ГОСТ не подходит, компания разрабатывает свой внутренний стандарт – технические условия (ТУ), который отражает особенности конкретного продукта. В добровольном порядке для ТУ можно провести регистрацию.
В дополнение к ТУ составляется технико-технологическая карта (ТТК) с информацией о рецептуре и технологии производства, а также технологическая инструкция (ТИ) с данными о последовательности и содержании технологических операций.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Лабораторные исследования теста
Принятию декларации предшествуют обязательные испытательные мероприятия в лаборатории. Пробы отбирают с местного производства или провозят через границу в ЕАЭС по официальному письму для таможни (содержит сведения о необходимом количестве и типе образцов).
В лабораторных условиях изучается содержание в продукте:
- свинца;
- ртути;
- кадмия;
- мышьяка;
- ГХЦГ;
- ДДТ и его метаболитов;
- гексахлорбензола;
- ртутьорганических пестицидов;
- микотоксинов;
- противомикробных препаратов.
Также исследуются микробиологические показатели. По итогам выполненных проверок оформляют протокол испытаний (ПИ). Одну копию ПИ получает и хранит у себя заявитель.
Обратите внимание! Декларация, зарегистрированная на основе ПИ с неполным набором показателей, может быть признана недействительной надзорными органами, а заявитель понесет убытки.
Согласно ТР ТС 021/2011, предприятия обязаны разрабатывать, внедрять и поддерживать систему менеджмента, основанную на принципах ХАССП. Под ХАССП понимается концепция, которая позволяет выявлять опасные факторы, влияющие на безопасность конечного продукта. Для снижения рисков внедряется программа производственного контроля (ППК).
Перед выпуском товара в продажу предприниматель должен разработать маркировку согласно ТР ТС 022/2011. Требования к ней различаются в зависимости от вида (потребительская или транспортная).
Добровольная сертификация теста
В дополнение к обязательной документации предприниматели получают добровольный сертификат соответствия на тесто. Это подтверждение параметров продукции, выбранных заявителем, например, следующих характеристик по ГОСТ:
- цвета;
- вида поверхности;
- запаха;
- консистенции;
- влажности;
- кислотности;
- содержания минералов;
- содержания сахара;
- жирности и т. д.
Сертификат оформляется на период до 3 лет по итогам проверки документации заявителя и лабораторных исследований. Он дает право использовать знак соответствия добровольной системы сертификации в маркировке, помогает в укреплении потребительской лояльности, увеличении продаж.
Дополнительно предприниматель вправе оформить протокол на сроки годности, сертификаты «Без ГМО», «Без сахара». Если запланирован экспорт продукции, целесообразно получение сертификата происхождения. Это подтверждение, что товар изготовлен в РФ, которое дает таможенные льготы в определенных странах.
На систему менеджмента изготовителя оформляется добровольный сертификат ИСО 22000, который удостоверяет, что фирма внедрила и соблюдает принципы ХАССП.
Для организации розничных продаж предприятие наносит на этикетки штрихкоды, регистрирует товарный знак.
Остались вопросы? Обратитесь к экспертам портала, чтобы подробнее узнать о сертификации теста и получить помощь в ее прохождении.