Содержание статьи
Колеса автомобиля надежно защищены резиновыми покрышками — шинами. Они обеспечивают мягкость хода, поглощают удары от дорожных неровностей, улучшают комфорт и сохраняют диски. Важнейшая функция — надежное сцепление с трассой в дождь или гололед.
Но сегодня безопасные и качественные шины — это не только о технологии производства. Продажа покрышек в России возможна только при наличии специального разрешения и обязательной маркировки в системе «Честный ЗНАК». Маркировка подтверждает, что продукция соответствует гос стандартам и полностью безопасна для покупателей.
Автомобильные шины и покрышки, подлежащие маркировке
Правительство РФ утвердило перечень автомобильных покрышек, подлежащих обязательной маркировке с 2020 г. Требования, закреплённые распоряжением № 792-р, затрагивают несколько категорий покрышек, сгруппированных по типам транспортных средств.
Для легковых автомобилей установлены коды ТН ВЭД 4011 10 000 3 (новые шины) и 4011 10 000 9 (пригодные для восстановления). Им соответствуют коды ОКПД2 22.11.11 и 22.11.12.110.
Грузовой транспорт охватывают коды 4011 20 100 0 (новые покрышки) и 4011 20 900 0 (восстанавливаемые), что отражено в кодах ОКПД2 22.11.13.110.
Отдельно выделены шины для автобусов (ТН ВЭД 4011 40 000 0, ОКПД2 22.11.14), сельскохозяйственной (ТН ВЭД 4011 70 000 0, ОКПД2 22.11.15.120), строительной и дорожной техники (ТН ВЭД 4011 80 000 0). Колеса для прочих транспортных средств объединены под кодом ТН ВЭД 4011 90 000 0.
Внимание: маркировке подлежат не все виды продукции, уточнить информацию можно у менеджера на нашем портале.
Этапы и сроки маркировки шин Честный знак
Применение обязательной маркировки автомобильных шин в России проходило постепенно, что позволило бизнесу плавно адаптироваться к новым правилам. Процесс занял несколько лет и состоял из шести ключевых этапов.
Отправной точкой стало 1 ноября 2020 года, когда начался этап обязательной маркировки всей новой продукции. С 15 декабря 2020 года производство и продажа немаркированных покрышек были официально запрещены.
С 1 марта 2021 года у компаний появилась обязанность фиксировать в системе «Честный ЗНАК» все ключевые операции с товаром: продажу, возврат и списание. Еще одним важным шагом стал переход 1 января 2022 года на обязательный обмен юридически значимыми документами с системой маркировки через оператора ЭДО.
Финальные этапы коснулись непосредственно процесса продаж. 1 ноября 2024 года был запущен разрешительный режим для онлайн-касс, которые перестали пробивать чеки для немаркированного товара. С 1 марта 2025 года данный режим распространился и на кассы, работающие офлайн, что завершает полный переход системы на новый формат контроля.
Регистрация и сертификация шин: от документов до кодов маркировки
Для успешной регистрации в программе маркировки производителям и поставщикам покрышек необходимо подготовить пакет разрешительных документов. Их корректное оформление является обязательным условием для допуска товаров на рынок.
Основные типы документов в зависимости от продукции
Требуемый вид оценки соответствия определяется категорией товара:
- Автомобильные шины подлежат обязательной сертификации по техрегламенту ТС 018 «О вопросах безопасности колесного транспорта».
- Вело покрышки требуют оформления декларации соответствия согласно Постановлению Правительства РФ №2425, проводимая по ГОСТ 4750-89.
- Специализированная техника: шины для самосвалов, электросамокатов, а также иные виды продукции, не подпадающие под действие обязательных регламентов или постановлений, должны иметь отказное письмо. Оно подтверждает, что для данной товарной группы не предусмотрена обязательная оценка соответствия.
Независимая сертификация (добровольная) по выбору производителя доступна для любого типа продукции как дополнительный инструмент, подтверждающий ее качество и конкурентные преимущества.
Процедура испытаний и контроля качества
Подтверждение соответствия стандартам безопасности и качества проводится в аккредитованных лабораториях. В ходе испытаний проверяются следующие ключевые параметры:
- наружные размеры и геометрическая однородность;
- динамический дисбаланс;
- прочность: энергия разрушения, сопротивление сдвигу борта (для бескамерных шин);
- герметичность (скорость диффузии воздуха) и гидротест (испытание накачиванием водой до разрушения);
- эксплуатационные свойства: сцепление с поверхностью, жесткость, электропроводность;
- визуальный осмотр протектора и каркаса на наличие дефектов.
Результаты тестирования фиксируются в протоколе испытаний (ПИ), который служит основным доказательством при получении сертификата или декларации.
Нормативная база для производства в РФ
Производство резины на территории России должно соответствовать установленным национальным стандартам (ГОСТ), среди которых:
- ГОСТ 4750-89 — для велосипедных шин;
- ГОСТ 7463-2003 — для колес сельскохозяйственной техники;
- ГОСТ ЭД1 5652-89 — для мотоциклов и мопедов;
- ГОСТ 4754-97 — для легковых автомобилей, прицепов и автобусов малой вместимости.
Если продукция или технологический процесс производителя не полностью соответствуют требованиям ГОСТ, компания вправе разработать собственные Технические условия (ТУ). После регистрации ТУ становятся ее интеллектуальной собственностью и регламентируют процесс производства.
ВАЖНО. Процесс оформления документации требует экспертных знаний. Портал «Все ТРТС» оказывает комплексную поддержку на всех этапах: от консультации и тестирования продукции до внесения сведений в официальные реестры, гарантируя соблюдение законодательных норм и сроков.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Регистрация в системе «Честный ЗНАК»
По завершении оформления разрешительных бумаг начинается этап регистрации на портале «Честный знак».
Процесс состоит из нескольких последовательных шагов:
-
Создание личного кабинета.
На официальной платформе «Честный ЗНАК» необходимо зарегистрировать компанию и получить доступ к функционалу системы.
-
Получение GLN-номера.
Это уникальный международный идентификатор предприятия. Для его оформления через организацию ГС1 Рус подается заявка с учредительными документами и оплачивается счет. GLN-номер открывает доступ к глобальной системе GS1.
-
Формирование GTIN-кодов.
Для идентификации каждой товарной единицы создаются уникальные штрих-коды. Пользователь предоставляет подробный перечень продукции с указанием характеристик (артикулы, вес, размеры, материал, цвет, коды ТН ВЭД и ОКПД2). После оплаты коды становятся доступны в личном кабинете.
-
Создание карточек товаров.
Для продукции в системе «Честный ЗНАК» формируются специальные карточки. Они включают наименование товара, фотографии, сведения о стандартах качества (ГОСТ или ТУ), срок годности и условия хранения. Становятся доступны эти карточки только после проверки модератором.
-
Загрузка данных и генерация кодов маркировки.
На основании утвержденных карточек система формирует уникальные коды DataMatrix. При необходимости можно заказать печать QR-кодов для нанесения на упаковку.
-
Интеграция с торговыми точками и складами.
В систему заносятся адреса магазинов, складских помещений, логистических центров, а также данные кассовой техники и фискальных накопителей. Это обеспечивает полное отслеживание товара от производителя до конечного покупателя.
Внимательное заполнение документов — залог быстрой регистрации. Процедура обычно завершается за два-три дня. Любые неточности в данных или описании товара потребуют дополнительного времени.
Внимание: для торговли через маркетплейсы необходимо подключить интеграцию с их системами, что позволит автоматизировать обмен информацией и упростит работу с маркированной продукцией.
Завершение регистрации дает компании право легально продавать товары, повышает прозрачность бизнеса и укрепляет доверие потребителей.
Штрафы за отсутствие маркировки Честный знак на шины автомобильные
Пренебрежение обязательной маркировкой — это риск столкнуться с серьезными санкциями. Руководителям и ответственным сотрудникам придется заплатить до 10 тысяч рублей. Для организаций штраф значительно выше — до 300 тысяч рублей, с изъятием всей партии товара.
Применение контрафактных марок усугубляет положение. Такие действия влекут штраф до 200 тысяч рублей либо становятся основанием для уголовного преследования.
Даже порча или несанкционированное копирование идентификаторов не останутся без последствий — максимальный штраф достигает 150 тысяч рублей. Реализация крупных партий продукции без маркировки напрямую ведет к уголовной ответственности по статье 171.1 УК РФ.
Где зарегистрироваться для маркировки шин легковых автомобилей
«Все ТРТС» обеспечивает полное сопровождение: от оформления обязательных документов до запуска продукции в продажу.
Для выделения товара среди аналогов можно получить добровольные сертификаты: соответствия ГОСТ, ЭКО, ОРГАНИК. Это подтверждает качество и дает право на специальные знаки на упаковке.
Также важно зарегистрировать товарный знак — это защитит название бренда.
Сделайте свой бизнес безопасным, легальным и конкурентоспособным — оформите регистрацию через наш портал и выделите свой товар среди аналогов.
