Содержание статьи
Понятие «майки» означает предметы гардероба, которые относятся к нижнему белью. Это одежда на верхнюю часть туловища без рукавов, пуговиц или замка, которая чаще всего производится из мягкой хлопчатобумажной или вискозной ткани. Для законной реализации продукции в Евразийском Союзе (ЕАЭС) необходима обязательная маркировка маек и оформление документации, подтверждающей безопасность ассортимента.
Какая разрешающая документация нужна на майки
С точки зрения законов Таможенного Союза, майки – это товар легкой промышленности, который идентифицируется как первый слой. Для него предусматривается обязательная проверка соответствия по одному из следующих технических регламентов:
- ТР ТС 017/2011 – распространяется на ассортимент для совершеннолетних;
- ТР ТС 007/2011 – действует для детских и подростковых вещей.
Согласно ТР ТС 017/2011, для нательного белья требуется сертификация. По ТР ТС 007/2011 проводятся следующие форматы оценки исходя из возрастной принадлежности потребителей:
- сертификация – если нательное белье предназначено для пользователей от трех лет;
- государственная регистрация, за которой следует декларирование, – если изделия отшиты для детей младше.
Сертификат по профильным ТР ТС выдается на серийное изготовление товара (максимум на 5 лет) или на поставку (бессрочно). Свидетельство о гос.регистрации действительно 5 лет.
Справка. С сентября 2026 года маркетплейсы будут обязаны добавлять в карточку продукта ссылку на запись в реестре с декларацией или сертификатом. Без разрешающей документации нельзя начать легальные продажи ни онлайн, ни офлайн.
Завершив обязательные оценки, предприниматель может получить добровольный сертификат качества, который удостоверит выбранные им параметры изделий. В инициативном порядке на нательное белье можно получить протоколы испытаний на гипоаллергенность и на состав материи. Добровольная документация действует до 3 лет, помогает бренду выделиться среди конкурентов.
Какие параметры маек проверяются при сертификации
Сертификационные мероприятия по профильным ТР ТС предполагают отбор образцов нижнего белья с направлением в лабораторию. Изучаются такие показатели изделий, как:
- стойкость краски к трению, поту и стирке;
- способность материи пропускать воздух (от нее зависит комфорт в носке);
- гигроскопичность, т.е. впитывающая способность ткани;
- выделение токсичных элементов при носке и контакте с кожным покровом;
- индекс токсичности (демонстрирует химическую безопасность материи);
- напряжение электростатики;
- механическая прочность ткани и швов;
- устойчивость к истиранию и возгоранию.
Исследования позволяют определить, как материал изделий реагирует на воздействия разного типа, есть ли опасности при эксплуатации изделий. Методики экспертиз определяются исходя из состава ткани, регламентируются ГОСТ и другими законодательными актами.
Завершив оценки, лаборатория должна утвердить протокол испытаний (ПИ), выдать заявителю один экземпляр. В ПИ формулируются выводы о соответствии одежды нормам ТР ТС.
Справка. Для получения СГР дополнительно понадобится экспертное заключение, которое оформляется на основании ПИ.
Дополнительно предусмотрено изучение документации заявителя. Российский производитель вправе работать по госстандартам, соблюдая все их нормы, например:
- ГОСТ 31405-2009 – бельевой трикотаж для лиц женского пола;
- ГОСТ 31408-2009 – для мужского;
- ГОСТ 31407-2009 – бельевой трикотаж для новорожденных и детей ясельного возраста.
Если те или иные особенности производственного процесса не соответствуют положениям ГОСТ, фирма или ИП разрабатывает технические условия (ТУ). Установленные в ТУ требования не должны быть ниже, чем обозначенные в ГОСТ. В добровольном порядке организуется регистрация ТУ для фиксации права авторства.
Для прохождения сертификационных процедур предприниматели готовят техническое описание изделий, где детально обозначены их потребительские свойства. От импортера вместо ГОСТ / ТУ нужен контракт с изготовителем и таможенная декларация.
В ходе обязательных оценок проверяется маркировка продукции. На упаковочном материале, этикетке или вложенном ярлыке указывается наименование вещи, вид сырья, размер, модель, дата производства, название и адрес изготовителя, страна происхождения. После сертификации дополнительно проставляется обозначение «ЕАС».
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Надо ли маркировать майки в системе Честный Знак
Предусматривается ли обязательная маркировка маек Честный Знак? Да, это требование введено для указанной товарной группы с 01.03.2025 года. Оно действует относительно:
- маек и фуфаек;
- нижнего белья;
- комплектов для сна;
- домашней одежды.
Маркировке подлежит ассортимент, который реализуется с кодами ТН ВЭД 6107, 6207, 6108, 6208, 6109.
Чтобы получать специальные идентификационные средства (коды Data Matrix), организации или ИП надо зарегистрировать личный кабинет (сокращенно – ЛК) в Честном Знаке. Регистрационную процедуру проходят как изготовители и поставщики, так и точки продаж: оптовики и розничные магазины.
Установлено, что Data Matrix должен присутствовать на каждой товарной единице. Это квадрат с черно-белыми элементами внутри, где шифруются такие данные, как:
- название вещи;
- ее потребительские характеристики;
- размер;
- сведения о производителе и импортере;
- даты производства и реализации;
- стандарт изготовителя.
Каждый Data Matrix уникален. Он сканируется при каждой отгрузке одежды, при реализации, списании остатков. Все данные хранятся в государственной электронной системе Честный Знак. Внедрение последней призвано сделать товарооборот прослеживаемым, защитить покупателей и бренды от подделок и контрафакта.
Data Matrix – это гарантия подлинности и качества продукции. За выпуск изделий в торговый оборот без этой маркировки компании и ИП несут административную ответственность.
Как начать маркирование маек кодами Data Matrix
Как начать наносить Честный Знак на майки женские, мужские и детские? Для начала надо получить разрешительную документацию на ассортимент, оформить электронную подпись (ЭП) на ИП или уполномоченное лицо организации, поставить на ПК криптоплагины для использования ИП.
Далее предприниматель совершает следующие действия:
- Готовит и направляет с помощью заверения ЭП заявку на подключение ЛК в ГС1 Рус.
- Получает и оплачивает счет на членский взнос.
- Получает пароль и логин для входа в ЛК.
- Входит, подписывает соглашения об использовании ЛК.
- Делает заявки на выпуск штрихкодов (GTIN). Создаются отдельные GTIN для разных товарных групп.
- Выгружает GTIN, одновременно с этим создаются карточки товара.
- Вносит в карточки данные о разрешающей документации, загружает фото изделий.
- Направляет карточки на модерацию, получает ответ о ее результате.
Все действия из списка выше в среднем занимают три дня. Когда описанные шаги пройдены, предприниматель может заказывать Дата Матрикс через ЛК. Полученные коды распечатываются и наносятся на упаковки выбранным методом.
Чтобы зарегистрировать ЛК, предпринимателю надо предоставить данные об организации и ее уполномоченном лице, контакты для связи, информацию об уполномоченном лице и об используемом операторе фискальных данных.
Точки продаж указывают свой код и данные об используемых онлайн-кассах. Предприятия, обеспечивающие хранение продукции, предоставляют сведения о складах.
Остаются вопросы? Узнайте больше о маркировке маек Честный Знак у экспертов центра сертификации. Мы поможем сертифицировать и промаркировать одежду.