Техническое освидетельствование грузоподъемных кранов – процедура, связанная с необходимостью обеспечения безопасности при эксплуатировании подъемных сооружений (ПС).
Перечень контрольных мероприятий, которые должны осуществляться в ходе эксплуатации подъемного сооружения, устанавливаются требованиями Федеральных норм и правил (ФНП). До конца 2020 года они опирались на положения приказа Ростехнадзора от 12.11.2013 года № 533. После прекращения его действия в силу вступили новые положения, сформированные Приказом от 26.11.2020 года № 461.
Оборудование и ПС для которых обязательно ТО
Процедура технического освидетельствования проводится в отношении различного вида оборудования. Среди них краны:
- грузоподъемные;
- мостовые;
- применяемые для укладки труб.
Кроме кранов необходимость проведения технического освидетельствования установлена для:
- подъемников;
- грузовых электротележек;
- электротали;
- сменных грузозахватных органов;
- рельсовых путей;
- съемных люлек и кабин.
Порядок ТО
Техническое освидетельствование кранов проводится до пуска устройства и в процессе их непосредственного применения. Ход и периодичность ТО определяют в соответствии с положениями, прописанными в эксплуатационной документации. При условии, что в технической (эксплуатационной) документации отсутствует информация о периодичности проверки, опираются на ФНП.
Установлена следующая периодичность технического освидетельствования крана:
- частичное - проводят минимум 1 раз в год;
- полное – 1 раз в 3 года. Исключением являются установки, применяемые при ремонте машин и аппаратов. Для них проверка проводится 1 раз в 5 лет.
Положениями ФСП определены случаи, при которых проводится внеочередное ТО. Его осуществляют после:
- реконструкции;
- кап. ремонта;
- замены органа, с помощью которого захватывается груз;
- замены отдельных частей;
- монтажа на новом месте. Исключения – быстромонтируемые башенные устройства.
Кто несет ответственность за ТО?
Процедура проводится специалистом, имеющим образование и квалификацию. Это инженерно-технический работник, который несет ответственность за производственный контроль при непосредственной эксплуатации устройства.
При необходимости предприниматель может обратиться для проведения ТО к сторонним специалистам, аттестованным в порядке, установленном ПП РФ № 509.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Особенности проведения ТО и получения результатов
Цель проведения ТО:
- подтверждение того, что устройство отвечает положениям ЭД;
- подтверждение того, что кран находится в состоянии, которое обеспечивает безопасность функционирования.
При проведении полного ТО подъемные сооружения должны проходить:
- осмотр;
- непосредственные испытания, тип которых зависит от вида устройства.
Если оборудование подлежит частичному ТО, часть испытаний не проводят. То, какие из них могут быть пропущены, определяют исходя их вида ПС и его назначения.
Дополнительно при ТО проверяют:
- Состояние конструкций и соединений, выполненных с помощью сварки, проводят осмотр состояния кабины, ограждений.
- Степень изоляции и заземление электрокрана.
- Состояние блоков и крюков. Если оценка проводится для устройств, которые предназначены для транспортирования жидких грузов, ТО осуществляется только с использованием методов неразрушающего контроля. Особенность такого контроля – проверка оборудования и его частей на присутствие трещин. Заключение, полученное по результатам проверки, хранится с паспортом.
- Соответствие устройства чертежу и сведениям, указанным в паспорте в отношении массы противовеса и балласта.
- Состояние канатов с учетом норм эксплуатационной документации.
Нюансы статической оценки
При ее проведении для подъемных систем нужно принимать во внимание величину нагрузки, которую прикладывают к испытываемому объекту. Она составляет:
- для всех механизмов 125%;
- для устройств, используемых при укладке труб – 140%;
- для оборудования фасадного типа – 200%;
- для строительного оборудования – 150%.
Используя для исследований контрольные грузы, необходимо обеспечивать, чтобы их масса не отличалась более чем на 3%.
При каждом исследовании специалисты должны придерживаться норм, указанных в ФНП для обеспечения достоверности результатов.
Акт о несоответствии ПС
Если получен отрицательный результат, свидетельствующий о несоответствии требованиям, предъявляемым к безопасности кранов, его оформляют актом. В акте кроме перечисления самих несоответствий указывают информацию о том, насколько полученные значения превышают нормативные. Дополнительно приводят данные по признакам с учетом которых вынесено решение о неработоспособности крана.
Документация, необходимая для ТО
Для проведения технического освидетельствования крана заявитель предоставляет:
- регистрационное свидетельство компании;
- ИНН;
- техническую и эксплуатационную документацию;
- информацию о цели проведения ТО;
- данные об использовании ПС, имеющихся несоответствиях установленным требованиям;
- прочие сведения и документы.
После обращения компании для проведения ТО специалисты анализируют предоставленную документацию, информацию. Определяется тип освидетельствования, который должен использоваться для конкретного устройства. Проводится оценка и полученные результаты вносят в паспорт оборудования. Кроме информации о проведенном ТО в паспорт вносят сведения о сроке следующего освидетельствования.
Направляйте заявки!