Сертификация музыкальных инструментов

Сертификация музыкальных инструментов

Мы привыкли делить музыкальные инструменты на категории соответственно методу звукоизвлечения – струнные, духовые, клавишные… но когда речь заходит о них, как о продукции, для того чтобы правильно определить, какому виду подтверждения они подлежат, их также нужно разделить на несколько категорий, но принцип разделения будет существенно отличаться.

Для подтверждения соответствия продукции нормам безопасности, мы разделим музыкальные инструменты на три категории:

  • механические;
  • электрические;
  • детские.

Законодательная база 

Перед тем, как получать те или иные документы, нужно руководствоваться одним очень важным нюансом – импорт или производство РФ.

В случае импорта для подтверждения соответствия нужен договор уполномоченного лица с иностранным изготовителем.

Это не просто договор купли-продажи, а документ, в котором изготовитель уполномочивает вас, российского импортера, представлять его продукцию на российском рынке и проводить все необходимые процедуры.

Если вы производите на территории России, то первым делом необходима разработка нормативного документа (Технических условий или ТУ), который будет регламентировать весь процесс производства, т.е. приемку, правила транспортировки и хранения, упаковку, сроки годности (если они установлены), и много других нюансов. Только производители пианино и язычковых инструментов могут избежать этой повинности, потому что на них существуют ГОСТы, но всем остальным так не повезло. Впрочем, если ГОСТ есть, но вы от него откланяетесь, то ТУ разработать все же придется. Это входит в обязанности штатного технолога, но зачастую проще и быстрее получить грамотные ТУ можно заказав их у сторонних экспертов. 

Узнать подробнее про документ

требуется ли он для вашей продукции или услуги и как его можно заказать?

Подтверждение соответствия

1. Механические музыкальные инструменты. Совершенно не важно, из какого материала они сделаны – металл или дерево, струнные они духовые или клавишные. Они обязательному подтверждению соответствия не подлежат ни в какой форме. То есть вы не только не должны получать на них сертификат или декларацию, у вас еще и не получится это сделать, потому что нельзя получить обязательный документ в добровольном порядке.

В таком случае следует получить отказное (информационное) письмо от органа по сертификации, в котором компетентный орган уведомляет любого интересующегося (в том числе и внезапно нагрянувшую проверку из Роспотребнадзора), что никаких документов, подтверждающих безопасность продукции, вы иметь не обязаны.

2. Электрические музыкальные инструменты. Подлежат подтверждению соответствия в форме сертификации по двум регламентам таможенного союза: «О безопасности низковольтного оборудования»​​ (ТР ТС 004/2011)​ и «Электромагнитная совместимость технических средств» (ТР ТС 020/2011). Продукция тестируется в лаборатории на предмет соответствия нормам регламентов, по результатам чего выдаются протоколы испытаний (ПИ), которые и являются основанием для выдачи сертификата. Таким образом, документ выдается на оба регламента один, а вот протоколов – два.

Еще один важный момент – если вы производите товар серийно, то порядок получения сертификата подразумевает выезд эксперта на производство, где бы оно ни находилось. Импортеров это тоже касается. Соответственно, если вы импортируете электроинструменты из Канады, то эксперт поедет в Канаду для составления акта анализа производства.

Максимальный срок, на который может быть оформлен такой сертификат – пять лет, и то, только при условии, что у производителя внедрена система менеджмента качества. За внедрением нужно обращаться за помощью к нашим специалистам.

Приведем пример: вы производите виолончели на территории РФ – из обязательных документов только Технические условия и Отказное письмо. Но вот вы решили расширить ассортимент и производить электронные виолончели тоже – казалось бы, и тут и там виолончель, что может пойти не так? А тот факт, что электронная виолончель работает от сети, однозначно говорит, что придется оформлять сертификат на два регламента по всем правилам.

3. Детские музыкальные инструменты. Российским законодательством понимаются как «игрушки». Соответственно, и сертификат нужно получать на соответствие регламенту ТРТС «О безопасности игрушек» (ТР ТС 008/2011). Принцип точно такой же, как и в случае с электроинструментами, только регламент другой.

Здесь тоже уместен пример. Вы производите бубны. У вас есть технические условия и отказное письмо, потому что бубны вы производите для взрослых. Но тут появилась мысль расширить целевую аудиторию и выставлять свой товар и в детских магазинах. Ведь действительно, чем принципиально отличается бубен для взрослых от бубна для детей? Ничем. Отличаются требования к нему со стороны законодательства. И для того чтобы детский магазин согласился выставлять вашу продукцию, придется доказать, что она совершенно безопасна для детей. При этом музыкальный магазин таких требований предъявлять не будет.

Оформление добровольного сертификата 

Все перечисленное относится исключительно к безопасности продукции, но ничего общего не имеет с качеством звука. И здесь на помощь  приходит добровольная сертификация. Совершенно не важно, к какой группе относится ваш музыкальный инструмент, если вы в ТУ пропишите определенные стандарты звучания, то всегда можете получить добровольный сертификат в системе ГОСТ Р на соответствия вашей продукции вашим же ТУ. Также вы получите право маркировать изделия знаком «РСТ Добровольная сертификация».

Такой сертификат действует только на территории России, но окупает себя доверием потребителя.

Все упомянутые выше документы наши специалисты помогут оформить в короткие сроки и с минимальной вашей вовлеченностью в процесс. Мы избавим вас от необходимости отвлекаться на процесс сертификации.

ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

Троицкая Валентина Дмитриевна

С уважением,

Троицкая Валентина Дмитриевна

Специалист по сертификации

88124094582

troitckaia@optimatest.ru