Содержание статьи
Наряду с индивидуальными брендами при общей заинтересованности продвижения товарного ассортимента объединение субъектов хозяйствования вправе разработать совместное обозначение. Превращение незащищенной торговой марки в охраняемое средство индивидуализации происходит после прохождения регистрационной процедуры. Регистрация коллективного товарного знака предоставляет правовую охрану сразу всем членам корпорации от несанкционированного использования сторонними лицами, не входящими в состав заявителей.
Отличия коллективного и индивидуального обозначения
Поскольку количество зарегистрированных обозначений не ограничивается законодательно, помимо индивидуальных логотипов и слоганов группа юридических лиц может использовать коллективные товарные знаки и знаки обслуживания. Созданные совместно средства индивидуализации характеризуются следующими отличительными особенностями (ст. 1510 ГК РФ):
- предназначением для нанесения на продукцию, выпускаемую или реализуемую включенными в состав группы компаниями;
- маркировкой товарного ассортимента, обладающего едиными характеристиками в отношении качества или иными общими свойствами, значимыми для потребительского спроса;
- невозможностью отчуждения либо временной передачи по лицензионным соглашениям сторонним предприятиям, находящимся вне корпорации участников.
Любой член ассоциации, имеющий личный бренд, вправе использовать параллельно оба зарегистрированных обозначения. При этом исключительное право как на отдельный, так и на коллективный товарный знак действует одновременно. Однако режим правовой защиты для совместного логотипа сохраняется при одновременном использовании всеми участниками.
Плюсы и минусы совместно зарегистрированного бренда
В отношении совместных отличительных символов ни один член ассоциации не вправе принимать единоличные решения, а должен руководствоваться интересами объединения. Разделение привилегий и ответственности позволяет получить выгоды каждому участнику, включая:
- распределение понесенных расходов, направленных на разработку, поиск аналогов и регистрационный процесс внутри группы;
- повышение лояльности действующих и потенциальных потребителей к ассортименту, маркированному общим знаком качества без дополнительных затрат на маркетинговые мероприятия;
- возможность пересмотра ценовой политики в сторону увеличения вследствие реализации с гарантией существенных для покупателей свойств;
- аннулирование издержек, связанных с исследованием рыночного сегмента и регистрацией индивидуальной торговой марки.
Среди недостатков следует отметить взаимозависимость членов ассоциации, поскольку испорченная репутация одной компании неизбежно отразится на всем союзе. Совместно полученное право, удостоверенное свидетельством на коллективный товарный знак – это взаимная ответственность как внутри корпорации, так и перед потребителями. Ведь покупатель, приобретший единожды некачественный товар под эксклюзивным обозначением, вряд ли совершит повторную покупку продукции разочаровавшего бренда.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Особенности регистрации и охраны коллективной символики
В отличие от стандартного пакета документации для регистрации совместного обозначения необходимо составить и представить устав одновременно с заявкой в качестве обязательного документального приложения (ст. 1511 ГК РФ). Игнорирование данного требования приводит к отказу в регистрационных действиях патентного ведомства. Прилагаемый устав обязан содержать:
- наименование правообладателя и перечень субъектов предпринимательства, включенных в состав совладельцев;
- цель регистрационной процедуры и условия использования совместно разработанного обозначения, включая нанесение на производимую и реализуемую продукцию, а также сопроводительную документацию;
- детализацию товаров и общих классификационных характеристик, касающихся качества и единых потребительских свойств;
- порядок осуществления контроля исполнения прописанных положений и привлечения к ответственности нарушителей внутри группы.
Правообладателю не запрещено вносить изменения и дополнения в устав, но о коррективах следует проинформировать федеральный орган по интеллектуальной собственности. Если коллективный товарный знак используется для маркировки продукции, не соответствующей заявленным стандартам качества, то правовая охрана может быть прекращена досрочно (подп. 2 п. 1 ст. 1514 ГК РФ). Основанием для аннулирования охранного статуса становится судебное решение, принятое при обращении любого заинтересованного или пострадавшего лица.
Порядок регистрационной процедуры
Требования к исключительности совместного логотипа стандартны, а процесс регистрации отличается необходимостью представления устава и повышенным размером госпошлин. Регистрационная процедура состоит из ряда этапов:
- Предварительный поиск тождественных обозначений. При исследовании рынка изучаются российские и иностранные источники на наличие аналогов.
- Подача заявки с комплектом документальных приложений, включая разработанный устав, в Роспатент. В составе заявителей поименно перечисляются все юридические лица, входящие в ассоциацию и претендующие на совместное использование средства индивидуализации.
- Проверка сведений федеральным органом. Сначала проводится формальный контроль целостности и корректности заполнения документации, а потом исследование баз данных на наличие схожести с заявленной символикой.
- Выдача свидетельства после принятия положительного решения. Одновременно информация о новом объекте, получившем правовую охрану, вносится в государственный реестр.
Срок действия коллективного товарного знака аналогично индивидуально зарегистрированному бренду составляет десять лет с правом на продление. Чтобы не допустить ошибок при оформлении пакета документальных приложений и избежать оспаривания впоследствии, перед обращением в Роспатент целесообразно воспользоваться консультацией патентоведов.
Специалисты Портала помогут получить свидетельство в качестве охранного документа, окажут правовую поддержку и оценят риски отказа. Уточнить детали сотрудничества можно онлайн – консультации бесплатны.