Одним из мощных инструментов в торговле на сегодняшний день считается штрих-код товара. В нашей статье мы подробно разберемся что он собой представляет, как происходит присвоение штрих-кода, его виды и функции.
Штриховой код (штрих-код, ШК) – последовательно чередующиеся черно-белые полосы, которые наносятся на упаковку товара или саму поверхность продукции, и предоставляют возможность считывать зашифрованную информацию при помощи технических средств – сканер штрих-кода.
При слове код сразу становиться понятно, что у нас имеется некая информация об объекте покупки. Так, на штриховой код можно зашифровать стоимость товара, наличие скидки, наименования товара, производство и даже сроки годности. В большинстве случаев без присвоения штрих-кода нельзя ввезти на территорию РФ продукцию или войти в крупные торговые сети.
Виды и характеристики
По видам штриховые коды различаются на линейные (или одномерные) а также двумерные.
Из линейных наиболее популярной системой штрихкодирования в большинстве мировых государств, а также России, считается ЕАN13. Это тринадцатиразрядная система, которая состоит из составляющих:
- Начальные две-три цифры – страна регистратора штрих-кода. Вопреки общепринятому мнению что первые цифры - это штрих-код страны в которой производили товар, это не так. Чаще всего штриховой код регистрирует в стране откуда происходит товар, но запрета на регистрацию в другой стране нет;
- Следующие пять цифр – обозначение производителя товара;
- Третьи пять обозначают название продукции, ее свойства (вес, размер, состав, цвет и т.д.);
- Тринадцатая цифра является идентификатором для корректного считывания самого штрих-кода с помощью сканера;
- Дополнительная, четырнадцатая, предусмотрена для расшифровки товарного знака для продукции, произведённой по лицензии.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Существует два варианта записи штрих-кода - с префиксом 793 (штрих-код России, будет действовать только внутри страны), с префиксом 460 (это международный формат, действует как в РФ так и по всему миру).
Регистрация и присвоение штрих-кодов осуществляется по стандарту ГОСТ ISO/IEC 15420-2010 который регулирует автоматическую идентификация и кодирование.
Касаемо двумерных, то на них можно зашифровать гораздо больше информации. В этом случае считывание происходит как по горизонтали кода так и по вертикали специальными техническими средствами. Наиболее распространенная система двумерного штрихкодирования это всем знакомый QR-код.
Регистрацией занимается Ассоциация ЮНИСКАН/GS1 Russia. После присвоения штрих-кода он будет в зарегистрирован в базе, заказчику предоставляется сертификат о присвоении и цифры штрих-кода можно будет найти в глобальной базе, он уникальный и ни одна организация более не будет иметь такого же кода.
Преимущества штрихкодирования
Внедрение системы штрих-кодов внесло массу преимуществ для торговли, для производства, сферы услуг. Это увеличение скорости обслуживания, движения товаро- и документооборота, сохранность большого объема информации, минимизация ошибок при инвентаризации и т.д.
Подводя итог, от нанесения штрих-кода на упаковку товара выигрывают все – потребители, производители, само торговое предприятие от руководства до персонала.
Для любой продукции можно присвоить штрих код. Особенно если планируется поставлять ее в торговые сети, где без ШК невозможно отслеживание товарооборота. На сегодняшний день существует также перечень товаров, для которых в 2020 году стала обязательна маркировка КИЗ – контрольными идентификационными знаками (номенклатура приведена в от 28.04.2018). К их числу относится:
- парфюмерия;
- табачные изделия;
- пневматические шины и покрышки;
- кожаные или меховые предметы одежды для женщин и мужчин;
- обувь;
- фототехника, прочее.
Установлено, что на перечисленные товары наносится QR-код, который представляет собой уникальную комбинацию черных и белых точек. Использование уникального идентификационного кода – требование новой системы маркировки продукции. Путем наведения на него сканера потребители и контролирующие инстанции получают полную информацию об изделии: его движении от производственного конвейера до магазинного прилавка. Это помогает бороться с контрафактом на рынке и защитить интересы покупателей. Таким образом, указанные товары маркируются и КИЗ, и ШК.
Присвоение штрих-кодов продукции проводится по следующему алгоритму:
- Клиент обращается в наш Центр сертификации с заявкой, проводится согласование сроков и стоимости оказания услуг, подписание договора о сотрудничестве.
- Предприниматель предоставляет пакет регистрационной документации, перечень товаров, подлежащих штрихкодированию, и их произвольные описания.
- Эксперты разрабатывают и регистрируют в системе Юнискан штриховые коды для изделий. В зависимости от количества товарных позиций этот процесс занимает 1-2 рабочих дня.
- Работники центра предоставляют клиенту базу ШК в электронном формате.
Далее предприниматель наносит штрихкоды на продукцию типографским способом, путем наклеивания стикеров или иным удобным для компании методом.
Для получения штрихового кода на выпускаемую продукцию с помощью нашего Центра компании необходимо подать заполненную заявку с пакетом документации, который включает:
- копии регистрационных свидетельств ИНН и ОГРН (ОГРНИП);
- устав организации (если есть);
- описание товара (включает наименование, марку, вес/объем);
- данные об упаковке, для которой предназначается штрихкод.
В роли заявителя вправе выступать изготовитель или дистрибьютор продукции.
Эксперты центра разрабатывают и регистрируют штрихкоды в течение 1 дня с момента получения необходимой информации. Компании-заказчику выдается сертификат о том, что штрихкодирование было проведено в установленном порядке. Клиент получает ответы на имеющиеся вопросы в ходе бесплатных консультаций, которые предоставляются на всех этапах сотрудничества.
Внедрение штрихового кодирования дает следующие преимущества:
- ускоряет и упрощает проведение инвентаризаций;
- повышает эффективность логистики и складского хранения за счет ускорения внутреннего обмена данными;
- сокращает задержки при отгрузках продукции;
- упрощает ведение внутренней отчетности относительно номенклатуры имеющихся товаров;
- помогает контролировать рабочее время персонала;
- укрепляет положительный имидж компании;
- способствует поиску деловых партнеров и клиентов, заключению новых контрактов.
Данный инструмент автоматизирует процессы учета и инвентаризации продукции, позволяет контролировать перемещение продуктов, ускоряют процесс их продажи на кассе.