Маркировка табачной продукции включает в себя нанесение на упаковку информации об изделии и его производителе. Требования к ней указаны в ТР ТС 035/2014, регулирующем безопасность сигарет и прочих табачных товаров, и в соответствующих стандартах.
Предпринимателям также стоит обратить внимание и на обязательную маркировку табачной продукции. Она заключается в нанесении на каждую пачку товара кода Data Matrix.
Обязательная маркировка продукции
Сигареты и табак – изделия, для которых с целью реализации на территории Российской Федерации необходимо наносить на упаковку уникальный код Data Matrix - контрольно-идентификационный знак (КИЗ). Это позволяет проследить путь, который продукция проделывает от производителя до конечного потребителя.
Табак – не единственный продукт, подвергающийся обязательному маркированию.
Уникальные коды наносятся на парфюмерию, фотоаппараты, покрышки, верхнюю и кожаную одежду, обувь и т.д. До 2024 года в единой системе обязательной будет участвовать большинство товарных групп, которые реализуются на территории РФ.
Преимуществом внедрения такой системы является:
- сокращение рынка нелегальных изделий;
- выявление нарушителей, не перечисляющих налоговые сборы;
- создание препятствий в деятельности компаний, которые выпускают в продажу нелегально произведенный продукт;
- снижение количества бракованного продукта, который продается в РФ;
- увеличение поступлений в бюджет за счет создания благоприятных условий для развития законного бизнеса.
Законодательные нормы о снабжении товара КИЗами
Требования к маркировке табака указаны в:
- ФЗ № 381;
- Распоряжении Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018 г.;
- ПП РФ № 224 от 28.02.2019 г.;
- ПП РФ № 515 от 26.04.2019 г.
Обратите внимание! Обязательная маркировка табачной продукции – отдельная процедура, которая осуществляется отдельно от размещения на продукте акцизных марок. Они наносятся на продукт на основании других законодательных норм.
Участники системы: кого касается данная процедура?
Участие в обороте промаркированных изделий обязательно для следующих участников рынка:
- Производители. В реализацию должен поступать товар с уже нанесенными на него контрольно-идентификационными знаками.
- Импортеры табачной продукции. Снабжение КИЗами осуществляется до момента поступления партии на таможенную территорию РФ.
- Оптовые покупатели, приобретающие сигареты и другие табачные изделия у производителей или импортеров.
- Магазины и другие точки, непосредственно осуществляющие реализацию продукта конечному потребителю. Они могут приобретать товар от производителя, импортера или оптового покупателя.
Узнать подробнее про документ
требуется ли он для вашей продукции или услуги и как его можно заказать?
Ответственность за нарушение законодательных норм
Нанесение маркировочных носителей для сигарет уже стало обязательным. С 1 июля 2019 года стали маркироваться сигареты с кодом ТН ВЭД 2402 20. С 1 июля 2020 года был прекращен оборот немаркированных изделий.
При отсутствии уникальных кодов на товаре и других нарушениях правил маркировки табачной продукции предприниматель привлекается к ответственности согласно ст.15.12 КоАП РФ:
Для производителей, выпускающих продукт без кода, штраф будет составлять:
- до 15 тыс. рублей для ИП;
- до 150 тыс. рублей для юр. лиц.
Для предпринимателей, реализующих товар без наличия уникальных кодов, предусмотрены штрафы:
- до 5 тыс. рублей для физ. лиц;
- до 15 тыс. рублей для ИП;
- до 300 тыс. рублей для юр. лиц.
Порядок маркирования табака
Выпуск и движение сигарет на рынке осуществляется в следующем порядке:
- Регистрация предпринимателя в системе «Честный знак».
- Заказ необходимого количества КИЗов и снабжение ими всех пачек перед поступлением в реализацию.
- Передача посредством универсального передаточного документа (УПД) информации о тех кодах, которые были нанесены на упаковку.
- Фиксирование информации о передвижении изделий от одного контрагента к другому.
- Реализация продукции конечному потребителю. С этого момента информация о коде удаляется из базы, использовать его повторно невозможно.
Правила маркировки табачной продукции предусматривают нанесение уникальных кодов на изделия перед их выпуском в реализацию. Дополнительно заказать и получить их предприниматели могут для нанесения на изделия в случае:
- утери кода;
- порчи кода;
- возврата продукта потребителем для его дальнейшего размещения в реализацию.
Стоимость каждой единицы уникального кода, заказываемого для нанесения на упаковку, составляет 50 копеек. Это единая стоимость, определенная в соответствии с положениями ПП РФ № 577 от 8 мая 2019 года.
Что потребуется предпринимателю для участия в единой системе маркировки?
- Наличие электронной подписи. Она нужна для регистрации в системе, организации электронного документооборота.
- Организованный ЭДО для передачи информации о движении продукта и формирования отчетности.
- ТСД (терминал сбора данных) или сканер, позволяющий считывать и распознавать коды DataMatrix и передавать информацию в единую базу.
- Оборудование для работы в системе. Для производителя это ПО, используемое для заказа кодов, аппараты для нанесения, ОФД(оператор фискальных данных). Для розничных точек – онлайн-касса, которая оборудована сканером для считывания штриховых кодов, кассовое ПО и учетная система.
Для регистрации в системе и участия в обязательной маркировке предпринимателю потребуется регистрационное свидетельство, ИНН и сгенерированная электронная подпись.