Маркировка табачной продукции включает в себя нанесение на упаковку информации об изделии и его производителе. Требования к ней указаны в ТР ТС 035/2014, регулирующем безопасность сигарет и прочих табачных товаров, и в соответствующих стандартах.
Предпринимателям также стоит обратить внимание и на обязательную маркировку табачной продукции. Она заключается в нанесении на каждую пачку товара кода Data Matrix.
Обязательная маркировка продукции
Сигареты и табак – изделия, для которых с целью реализации на территории Российской Федерации необходимо наносить на упаковку уникальный код Data Matrix - контрольно-идентификационный знак (КИЗ). Это позволяет проследить путь, который продукция проделывает от производителя до конечного потребителя.
Табак – не единственный продукт, подвергающийся обязательному маркированию.
Уникальные коды наносятся на парфюмерию, фотоаппараты, покрышки, верхнюю и кожаную одежду, обувь и т.д. До 2024 года в единой системе обязательной будет участвовать большинство товарных групп, которые реализуются на территории РФ.
Преимуществом внедрения такой системы является:
- сокращение рынка нелегальных изделий;
- выявление нарушителей, не перечисляющих налоговые сборы;
- создание препятствий в деятельности компаний, которые выпускают в продажу нелегально произведенный продукт;
- снижение количества бракованного продукта, который продается в РФ;
- увеличение поступлений в бюджет за счет создания благоприятных условий для развития законного бизнеса.
Законодательные нормы о снабжении товара КИЗами
Требования к маркировке табака указаны в:
- ФЗ № 381;
- Распоряжении Правительства РФ № 792-р от 28.04.2018 г.;
- ПП РФ № 224 от 28.02.2019 г.;
- ПП РФ № 515 от 26.04.2019 г.
Обратите внимание! Обязательная маркировка табачной продукции – отдельная процедура, которая осуществляется отдельно от размещения на продукте акцизных марок. Они наносятся на продукт на основании других законодательных норм.
Участники системы: кого касается данная процедура?
Участие в обороте промаркированных изделий обязательно для следующих участников рынка:
- Производители. В реализацию должен поступать товар с уже нанесенными на него контрольно-идентификационными знаками.
- Импортеры табачной продукции. Снабжение КИЗами осуществляется до момента поступления партии на таможенную территорию РФ.
- Оптовые покупатели, приобретающие сигареты и другие табачные изделия у производителей или импортеров.
- Магазины и другие точки, непосредственно осуществляющие реализацию продукта конечному потребителю. Они могут приобретать товар от производителя, импортера или оптового покупателя.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Ответственность за нарушение законодательных норм
Нанесение маркировочных носителей для сигарет уже стало обязательным. С 1 июля 2019 года стали маркироваться сигареты с кодом ТН ВЭД 2402 20. С 1 июля 2020 года был прекращен оборот немаркированных изделий.
При отсутствии уникальных кодов на товаре и других нарушениях правил маркировки табачной продукции предприниматель привлекается к ответственности согласно ст.15.12 КоАП РФ:
Для производителей, выпускающих продукт без кода, штраф будет составлять:
- до 15 тыс. рублей для ИП;
- до 150 тыс. рублей для юр. лиц.
Для предпринимателей, реализующих товар без наличия уникальных кодов, предусмотрены штрафы:
- до 5 тыс. рублей для физ. лиц;
- до 15 тыс. рублей для ИП;
- до 300 тыс. рублей для юр. лиц.
Порядок маркирования табака
Выпуск и движение сигарет на рынке осуществляется в следующем порядке:
- Регистрация предпринимателя в системе «Честный знак».
- Заказ необходимого количества КИЗов и снабжение ими всех пачек перед поступлением в реализацию.
- Передача посредством универсального передаточного документа (УПД) информации о тех кодах, которые были нанесены на упаковку.
- Фиксирование информации о передвижении изделий от одного контрагента к другому.
- Реализация продукции конечному потребителю. С этого момента информация о коде удаляется из базы, использовать его повторно невозможно.
Правила маркировки табачной продукции предусматривают нанесение уникальных кодов на изделия перед их выпуском в реализацию. Дополнительно заказать и получить их предприниматели могут для нанесения на изделия в случае:
- утери кода;
- порчи кода;
- возврата продукта потребителем для его дальнейшего размещения в реализацию.
Стоимость каждой единицы уникального кода, заказываемого для нанесения на упаковку, составляет 50 копеек. Это единая стоимость, определенная в соответствии с положениями ПП РФ № 577 от 8 мая 2019 года.
Что потребуется предпринимателю для участия в единой системе маркировки?
- Наличие электронной подписи. Она нужна для регистрации в системе, организации электронного документооборота.
- Организованный ЭДО для передачи информации о движении продукта и формирования отчетности.
- ТСД (терминал сбора данных) или сканер, позволяющий считывать и распознавать коды DataMatrix и передавать информацию в единую базу.
- Оборудование для работы в системе. Для производителя это ПО, используемое для заказа кодов, аппараты для нанесения, ОФД(оператор фискальных данных). Для розничных точек – онлайн-касса, которая оборудована сканером для считывания штриховых кодов, кассовое ПО и учетная система.
Для регистрации в системе и участия в обязательной маркировке предпринимателю потребуется регистрационное свидетельство, ИНН и сгенерированная электронная подпись.