Компании, поставляющие и приобретающие продукцию, в момент подписания договора принимают на себя определенные обязательства. Они связаны со своевременной поставкой и оплатой товара, а также другими условиями.
Обязательства должны соблюдать обе стороны, однако, в продолжение срока действия договора могут произойти непредвиденные обстоятельства – форс-мажор. Это события, которые имеют характер непреодолимой силы – их невозможно избежать или предупредить.
К ним можно отнести:
- природные явления чрезвычайного характера;
- пожары;
- теракты;
- войны;
- эпидемии;
- санкции, которые вступили в отношении товара, являющегося предметом договора;
- иные события, на ход которых не в состоянии повлиять лица, заключившие сделку.
Отсутствие на потребительском рынке товара, являющегося предметом договора, или банкротство предприятия-заказчика и невозможность оплаты задолженности компании-поставщику, к форс-мажору не относятся.
Чтобы избежать уплаты неустойки и ответственности, предусмотренной при заключении сделки за ненадлежащее исполнение условий, наступление непредвиденных обстоятельств можно подтвердить документально. Рассмотрим подробнее, как это сделать.
Особенности оформления сертификата ТПП
Закон РФ № 5340-1 предусматривает возможность подтвердить документально наступление обстоятельств, на которые не в силах повлиять одна из сторон сделки. Для этого необходимо обратиться с заявкой в Торгово-промышленную палату.
Подтверждающий документ – сертификат о форс-мажоре. В качестве заявителя выступает компания, которая не может выполнить принятые на себя обязательства по российскому / международному контракту.
Правила и нюансы процедуры рассмотрены в Постановлении ТПП № 173-14, которое включает в себя:
- основные требования и определения, связанные с процедурой свидетельствования форс-мажора;
- условия и особенности процедуры оформления сертификата;
- список документации и обязательные сведения, которые подготавливает заинтересованное лицо для получения сертификата, порядок предоставления информации;
- порядок проведения анализа документации, представленной заявителем, ряд требований, соблюдение которых необходимо для оформления сертификата,
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Порядок проведения процедуры
Порядок оформления сертификата о наступлении форс-мажорных событий стандартный, как и для прохождения других сертификационных процедур. Заявитель – лицо, которое не может исполнить условия сделки в связи с возникновением событий непреодолимой силы, подает заявление в ТПП с ходатайством о выдаче сертификата.
В заявке указывается следующая информация:
- необходимые сведения о предмете заключенного договора с указанием номера, даты и прочих данных;
- договорные условия, которые обязан исполнить заявитель по настоящему контракту, сроки исполнения обязательств;
- события, препятствующие выполнению принятых обязательств по сделке;
- срок выполнения договорных обязательств, их документальное подтверждение;
- личные данные и контактная информация заявителя;
- дополнительные данные (при необходимости).
За достоверность и полноту представленных документов и сведений отвечает заявитель. Для представления в ТПП с целью свидетельствования форс-мажорных событий потребуются:
- копии регистрационных свидетельств ИНН и ОГРН, уставная документация юридического лица или ИП;
- квитанция, свидетельствующая об уплате за рассмотрение заявки и оформления документа о форс-мажоре (стоимость определяется в соответствии с действующими тарифами);
- контракт или справка, подтверждающие факт наступления обязательств, их объемы;
- документальное подтверждение от уполномоченных органов о наступлении форс-мажорных событий, на которые ссылается сторона-заявитель.
После анализа заявки, ознакомления с договором и перечисленной документацией уполномоченный орган принимает официальное решение о возможности выдачи сертификата.
В процессе принятия решения учитываются следующие условия:
- наличие обязательств по контракту, период их исполнения;
- документальное подтверждение наступления событий, которые имеют непреодолимый характер;
- период действия данных обстоятельств и иные факторы, которые могут понадобиться для свидетельствования.
Если решение ТПП положительное, сертификат выдается не позднее, чем в течение 10-ти раб. дней с даты регистрации заявки.
По какой причине заявитель может получить отказ в оформлении документа
Компания, направившая заявление на оформление свидетельства, может получить отказ от уполномоченного органа в случае, если:
- требуемая документация передана не в полном комплекте;
- информации, представленной заявителем, недостаточно для того, чтобы документально подтвердить форс-мажор;
- события, указанные в заявлении, в результате которых компания не может выполнить принятые договорные обязательства, не признаны уполномоченным органом в качестве форс-мажорных.
Процедура документального свидетельствования форс-мажора довольно сложная и трудоемкая, имеет много разных нюансов. Советуем доверить этот процесс специалистам в области сертификации.
Узнать подробнее о прохождении процедуры можно у экспертов портала «ВСЕ ТРТС». Обращайтесь, консультации предоставляются бесплатно!