Правительство утвердило новый закон, который предусматривает приоритетное размещение товаров из России и стран ЕАЭС в торговых сетях и на маркетплейсах. С 1.09.2025 года не менее 20 % ассортимента в ритейле и интернет-площадках должны составлять именно такие изделия. Кроме того, товары евразийского и российского производства будут размещаться в первых 15 позициях поисковой выдачи маркетплейсов, при этом зарубежные аналоги будут размещаться ниже.
На первом этапе льготы планировались только для российских производителей, но в итоговом варианте закон расширили, включив товары стран ЕАЭС, что следует национальному режиму поддержки, который вступает в силу с 2025 года.
Чтобы получить льготы, изделие должно производиться в России или ЕАЭС, а бренд и контроль производства — принадлежать организациям из этих стран. Для собственных торговых марок ритейлеров требуется, чтобы производство находилось в ЕАЭС. Для попадания на «национальную полку» производители обязаны подтвердить происхождение товара и внести его в специальном реестре Минпромторга.
Эксперты считают, что данные меры помогут устранить текущий дисбаланс, при котором российские бренды, несмотря на рост доли рынка, уступают иностранным по уровню видимости и представленности. Ожидается, что поддержка отечественных производителей привлечет в экономику до 15 триллионов рублей и поспособствует созданию новых производств.
При этом ритейлеры выражают опасения по поводу снижения маржинальности и возможного появления «псевдороссийских» товаров, а малый бизнес — по поводу увеличения административной нагрузки. Однако специалисты подчеркивают, что закон направлен не на ограничение, а на создание новых возможностей для инвестиций и улучшения качества продукции.
Законопроект планируется внести в Госдуму до конца июня 2025 года, а его поэтапное внедрение должно помочь рынку плавно адаптироваться к новым требованиям.
ЗАДАТЬ ВОПРОС ЭКСПЕРТУ