Паспорт безопасности химической продукции (далее по тексту – ПБХП) это обязательный технический документ, который оформляется на большинство видов химических продуктов и позволяет получить потребителю полную достоверную информацию о безопасности использования данного вида продукции в бытовых и промышленных условиях.
Перед тем, как оформить паспорт безопасности, важно определиться с целью его получения. Чтобы реализовывать продукцию на территории РФ или экспортировать ее в другие страны, разработка проводится в двух разных форматах. Эти формы отличаются не только названием, но также внешним видом, содержащейся в них информацией, требованиям к регистрации.
MSDS – порядок оформления
Для экспорта химической продукции необходимо оформить паспорт MSDS (международный формат документа), который включает в себя информацию, требования к которой изложены в регламенте REACH (ЕС) № 1907/2006. Он регулирует производство и оборот всех видов химической продукции, а также ее потенциальное воздействие на здоровье человека, окружающую среду.
Если химическое вещество классифицируется как опасное, необходима подготовка формы MSDS в соответствии с требованиями REACH.
Составляется документ на двух языках: кроме русского, на языке принимающей стороны, чаще всего на английском. Регистрация паспорта безопасности, составленного в таком формате, не нужна, а срок его разработки ограничивается только временем составления самого документа.
Паспорт безопасности по ГОСТ
Для оборота на территории РФ оформляется ПБХП в соответствии с требованиями ГОСТ 30333-2007. Согласно стандарту данный документ является неотъемлемой составляющей технической документации на химические вещества.
Основная его цель – обеспечить потребителя необходимой информацией, связанной с безопасным использованием продукции в бытовых целях, в промышленности, ее хранением, перевозкой, утилизацией.
ПБХП входит в состав обязательной документации, которая предъявляется таможенным службам, проверяющим органам, при транспортировке продукции по территории РФ, при операциях, связанных с ее экспортом/импортом. Документ обязательно предоставляется при лицензировании, сертификации химических веществ, а также для экологической экспертизы.
Содержание паспорта безопасности
Документация включает в себя:
- название, описание, состав продукции и ее свойства;
- экологические характеристики, оценку стабильности и токсикологического воздействия;
- сведения об изготовителе.
Он также содержит обязательные меры противопожарной безопасности, меры защиты при утечке используемого вещества, неотложной помощи при попадании его в организм, на кожу, вдыхании его паров, общие принципы, связанные с его хранением,перевозкой, а также методы утилизации отходов.
Несмотря на существование большого количество методических пособий, технических инструкций, самостоятельная разработка ПБХП сопряжена с определенными сложностями. Это связано со строгим регулированием его содержания и формы, требования к которым регулярно меняются и ужесточаются.
Любое отклонение от утвержденной формы, или ошибка заполнения сопроводительной документации, приведет к необходимости корректировки и повторной отправки на регистрацию с выжиданием необходимых сроков.
По этой причине лучше обратиться за помощью к специалистам сертификационного центра, которые составят документ и помогут с его регистрацией без лишних затрат времени и средств.
Появился вопрос? Оставь заявку на бесплатную консультацию!
Срок действия и периодичность актуализации паспорта безопасности
Обновление документа может понадобиться по следующим причинам:
- Изменение нормативного акта, регламентирующего требования к продукции, дополнение его новой информацией.
- Продление ПБХП по истечению срока действия.
- Изменение состава продукта.
- Изменение реквизитов (названия, адреса) производителя, поставщика, импортера.
ПБХП подлежит обязательному переизданию в случае появления любой информации, которая способствует дополнению, повышению точности данных, содержащихся в обязательных разделах.
Периодичность актуализации паспорта безопасности зависит от класса опасности химических веществ:
- раз в 3 года –для 1-2 классов опасности (самые опасные вещества);
- раз в 5 лет – для 3-4 классов (низкая, умеренная опасность).
Как оформить паспорт?
Процедура получения и регистрации ПБХП включает в себя несколько этапов:
- Подача заявки.
- Подготовка обязательной документации (реквизиты, устав, свидетельство о регистрации юридического лица, выписка ЕГРЮЛ/ЕГРИП, ОГРН), макет ПБХП с титульным листом утвержденного образца, нормативная документация (ГОСТ, ТУ), описание продукта, при наличии – протоколы испытаний, декларации, сертификаты соответствия.
- Прохождение экспертизы продукта в исследовательских лабораториях, результаты которой фиксируются в протоколе испытаний.
- Оформление ПБ с последующей регистрацией в Федеральном государственном унитарном предприятии "Всероссийский научно-исследовательский институт стандартизации материалов и технологий" (готовность в течение 30 дней).
Чтобы оперативно оформить и зарегистрировать разрешительную документацию с минимальными сложностями, обращайтесь за помощью к специалистам центра по сертификации. Многолетний опыт и квалификация экспертов помогут избежать лишних затрат времени из-за неверно разработанной, или ошибочно заполненной документации. Бесплатная консультация поможет получить ответы на все интересующие заявителя вопросы.
Потребность в обязательной регистрации зависит от вида документа. Паспорт безопасности химического вещества (ПБХВ) необходимо оформить и зарегистрировать до выпуска химического соединения в обращение на рынки. Без ПБХВ реализация запрещена законодательством. Регистрируется документ на 3 года, если химвещества относятся к высоко и чрезвычайно опасным. Для умеренно и малоопасных ПБХВ регистрируют на 5 лет.
Material Safety Data Sheet – международный эквивалент российского документа. MSDS выдается на бессрочный период, его регистрировать не требуется.
После разработки ПБХВ или переоформления, требуется провести его регистрацию. В соответствии с Приказом Ростехрегулирования № 4547, регистрацией паспортов в РФ занимается ФГУП «ВНИИ СМТ».
Производители и поставщики продукции с химическим составом могут обратиться за помощью к экспертам центра сертификации. Специалисты помогут в оформлении и регистрации ПБХВ, предоставят бесплатную консультацию, рассчитают стоимость, укажут длительность проведения процедуры.